После юбилейного саммита Североатлантического альянса, где обсуждались вопросы будущего развития НАТО, стратегии в Афганистане и взаимоотношений с Россией, Москва констатирует, что настроена на сотрудничество. Однако, как предупредил постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин, скорые двусторонние переговоры в рамках Совета Россия – НАТО будут «жесткими».
Таким образом, предлагается сесть на скамеечку ОБСЕ и обсудить обязательства, например, стамбульские
Причина – в принятой по итогам саммита резолюции. Москву не устраивает то, в каком тоне сформулирована в ней позиция альянса по августовским событиям на Кавказе.
«Я хочу проинформировать заранее, еще до нашего формального заседания, своих коллег из Совета Россия – НАТО, что в любом случае при таких тональностях, в которых выдержан итоговый документ саммита НАТО, эти разговоры будут проходить крайне жестко», – сказал Рогозин в ходе видео-пресс-конференции, организованной РИА «Новости».
При этом, по его словам, альянс готов сотрудничать с Россией как на посольском уровне, так и на уровне министров иностранных дел. В среду в Брюсселе состоится заседание на уровне послов Североатлантического партнерства, где Рогозин встретится с генсеком НАТО «по модальности и по формам нашей совместной работы». Точная дата посольского заседания Совета Россия – НАТО не определена, но вероятно, что он пройдет 22 апреля.
Что касается событий в Закавказье, стоит напомнить, что президент США Барак Обама, выступая на совместной конференции со своим французским коллегой Николя Саркози в первый день саммита НАТО, заявил: Америка не изменила своей позиции по грузинскому вопросу и будет учитывать это в отношениях с Россией, у которых, впрочем, «огромный потенциал». Аналогичная мысль выражена и в итоговом документе.
Судя по этой бумаге и по словам Рогозина, альянс также «пытается «слить» инициативу президента России о договоре по евроатлантической безопасности в одну из традиционных организаций – ОБСЕ». «В тексте документа говорится, что необходимо продолжать совершенствование и реализацию договоренностей в существующих организациях, – заметил дипломат. – То есть ничего делать не надо и ничего нового создавать тоже не надо. Таким образом, предлагается сесть на скамеечку ОБСЕ и обсудить обязательства, например стамбульские».
Также Рогозин прокомментировал недавнее решение киргизских властей денонсировать соглашение об аренде авиабазы международной коалицией, воюющей в Афганистане с талибами (ранее Бишкек разорвал аналогичное соглашение с Соединенными Штатами). Рогозин уверен, что Россия не будет вмешиваться в эту ситуацию, так как этот вопрос «является сугубо двусторонним».
В Вашингтоне, однако, видят связь между решением Киргизии и получением ею российских кредитов. По словам же Рогозина, американцы должны «уважать тех, от кого они получают помощь». «Если американцы пришли на пять минут, то это время прошло. А законные претензии, в том числе и уголовного характера, в отношении некоторых американских военнослужащих на территории Киргизии, то они никуда не ушли, они остались», – сказал постпред.
Еще одним важным вопросом саммита НАТО стал выбор нового главы альянса. Ранее появилась информация о договоренностях между ведущими странами блока по кандидатуре датского премьера Андерса Фога Расмуссена. Как и предсказывалось, свое «нет» высказала было Анкара, недовольная антитурецкой риторикой Дании, карикатурным скандалом, а также отношением Копенгагена к курдским сепаратистам. Но в итоге все вопросы были улажены.
Будущий генсек НАТО уже сделал примиренческий жест в сторону Турции. Выступая в понедельник в Стамбуле на форуме Альянса цивилизаций, он пообещал уважать религиозные ценности и развивать межконфессиональный диалог. «Одним из приоритетов моей деятельности на посту генерального секретаря НАТО станет установление и развитие диалога с мусульманским миром. Я уважаю религиозные взгляды и свободы», – подчеркнул Расмуссен.