Россия и США, которые стремятся улучшить отношения после размолвки за последние годы во время пребывания у власти в Соединенных Штатах республиканской администрации во главе с Джорджем Бушем-младшим, еще раз подтвердили, что не отступятся от ранее намеченных планов. Отправной точкой здесь стала первая встреча президентов обеих стран в начале апреля в Лондоне, где прошел саммит «большой двадцатки».
Это новая эпоха сотрудничества наших стран. У нас есть общая цель: не допустить, чтобы Иран стал ядерной державой
Между тем свой вклад в развитие российско-американских контактов пообещали внести сенаторы. Накануне члены Совета Федерации встретились со своими американскими коллегами. В результате чего они согласились, что сейчас вновь актуальны проблемы ядерного разоружения и контроля над распространением ядерного оружия. Об этом заявили глава комитета Совфеда по международным делам Михаил Маргелов, председатель сенатского комитета по делам вооруженных сил США Карл Левин, а также сенатор Уильям Нельсон.
Как сообщает РИА «Новости», Маргелов подчеркнул, что эти переговоры продолжили процесс «перезагрузки» российско-американских отношений.
Одним из ключевых моментов встречи Дмитрия Медведева и Барака Обамы стала договоренность о визите американского лидера в Москву в июле этого года. К этому времени, рассказал Михаил Маргелов, российские и американские эксперты должны представить обоим лидерам план по заключению нового Соглашения о стратегических наступательных вооружениях. Времени остается очень мало. Срок старого соглашения заканчивается в декабре этого года. Чтобы документ отвечал нынешним реалиям, к разработке нового соглашения присоединятся парламенты и политические элиты обеих стран.
Стоит отметить, что еще в феврале американские СМИ сообщали, как в черновом варианте Обама представляет себе сотрудничество с Москвой. Прежде всего, он хочет добиться сокращения стратегических ядерных вооружений на 80% с обеих сторон, чтобы у каждой осталось в наличии по тысяче боеголовок.
За время действия Соглашения об ограничении СНВ Москва и Вашингтон сократили ядерные боеголовки с 10 тыс. до 5 тыс. Также Обама собирается организовать в Белом доме офис по обсуждению вопросов нераспространения ядерных вооружений. Команду экспертов, предположительно, возглавит Гарри Сеймур, который занимался подобной проблематикой в администрации президента Билла Клинтона. Но главной по этим переговорам станет госсекретарь Хиллари Клинтон.
Однако не все согласны с планами Барака Обамы. Некоторые авторитетные республиканцы собираются блокировать некоторые инициативы президента, когда те будут проходить через горнило конгресса. В этой связи начало контактов на уровне сенаторов может сыграть весомую роль в том, чтобы процесс сильно не тормозился.
«Именно поэтому так важно, что мы и наши коллеги в американском сенате вновь озабочены (процессом) ядерного разоружения, контроля над вооружениями и контроля над распространением ядерного оружия», – заявил господин Маргелов.
Более того, актуальность этой теме придает ситуация в других странах, которые не скрывают амбиций.
«Актуальна в свете ядерных устремлений Северной Кореи, о которых она заявила буквально на днях. Актуальна в свете иранской ядерной программы. В свете того, что ядерное оружие, ядерные технологии расползаются по земле», – сказал российский сенатор.
Уильям Нельсон, который возглавляет американскую часть рабочей группы сенат США – Совет Федерации, сказал, что на Капитолийском холме очень воодушевлены встречей президентов двух стран.
«Это новая эпоха сотрудничества наших стран. У нас есть общая цель: не допустить, чтобы Иран стал ядерной державой. У нас также есть над чем совместно работать – например, над стабилизацией ситуации в других странах, таких как Афганистан и Сомали», – сказал Нельсон.
Михаил Маргелов добавил, что встречи в парламентском формате возобновятся во время поездки российских сенаторов в ближайшее время в США и в мае, когда американская часть рабочей группы сенат США – Совет Федерации во главе с сенатором Нельсоном приедет в Москву по приглашению Совфеда.
«Мы также направили приглашение сенатору Джону Керри, новому главе комитета по международным делам американского сената. Также надеемся на развитие диалога с нашими коллегами в профильном комитете», – сообщил Маргелов.