В пятницу в Госдуме собрались представители отечественного интернет-сообщества, дабы обсудить, как живется виртуальному рынку в условиях кризиса. Первая подобная встреча прошла три месяца назад. Тогда, по словам депутата нижней палаты единоросса Константина Рыкова, «было ощущение кризиса». И настроение деятелей онлайна сложно было назвать радужным. Представители интернет-индустрии прогнозировали массовые сокращения, отток рекламных денег, замораживание стартующих проектов и общую депрессию в российском сегменте Всемирной паутины. Теперь уже все уверены, что кризис наступил. Так что веб-игроки смогли подвести первые итоги работы в чрезвычайной экономической ситуации.
Большинство участников пятничной дискуссии признались, что их рублевая выручка в последние месяцы даже выросла
Многие неутешительные предположения действительно оправдались. Как рассказал Константин Рыков, за прошедшие три месяца объемы онлайн-рекламы сократились примерно в три раза. А многие стартующие проекты, по словам директора интернет-проектов «Интерфакса» Алексея Гореславского, «остановлены до лучших времен».
Огромной проблемой становится и кризис неплатежей. Управляющий директор агентства «Регнум» Борис Соркин поведал, что, хотя на бумаге их компания к нынешней весне должна была оказаться «в плюсе», по факту живых денег в организации не видели уже давно. «Неплатежи составляют очень большую сумму. Столько же я должен людям по зарплате», – объяснил Соркин.
Более того, с существующих лишь на бумаге доходов, по словам Соркина, пришлось заплатить все налоги. И в результате на ближайшие два месяца 30% корреспондентов «Регнума» в регионах и странах ближнего зарубежья отправлены в неоплачиваемые отпуска.
В свою очередь руководитель интернет-департамента РИА «Новости» Наталья Лосева отметила, что за последние месяцы заметно «уменьшилась доля покупаемого трафика». Если совсем недавно участники «виртуального» рынка уходили от практики обмена информацией, предпочитая покупать и продавать, то теперь маятник качнулся обратно. При этом, сетует Лосева, в российской части Всемирной паутины отсутствуют «хорошие технологические системы», позволяющие «этот обмен поддерживать».
Кроме того, по словам Лосевой, заметно сократился спрос на «тяжелый трафик». Качественное видео, «навороченные» картинки, которые интернет-медиа собирались продавать за МКАД, оказались регионам не по карману.
Но сложнее всего, по мнению владельца «Мастерхоста» Леонида Филатова, приходится телекоммуникационным компаниям. «Рентабельность телекомов очень низка, им будет очень тяжело», – говорит Филатов.
А там, где тяжело телекоммуникационным компаниям, нелегко всему интернет-рынку. Крупные провайдеры используют импортное оборудование, на многих из них «висят» долларовые кредиты. Валюта растет, вместе с ней растут цены на услуги телекомов. И в определенный момент может оказаться, что у соотечественников больше нет средств на то, чтобы оплачивать выход в Интернет.
Впрочем, пока на проблемы с посещаемостью отечественные онлайн-проекты не жалуются. Генеральный директор «Мэйл.Ру» Дмитрий Гришин рассказал, что с начала года аудитория их сайта росла примерно на 10% в месяц. При этом заметно изменились предпочтения юзеров.
«Народ сильно увлекся новостями. Этот сдвиг очень существенный», – говорит Гришин.
Правда, новости не мешают россиянам общаться с себе подобными. Президент компании «Одноклассники» Никита Шерман похвастался, что сегодня у социальной сети на 60% больше пользователей, чем полгода назад. Словом, граждане РФ по-прежнему жаждут зрелищ, но теперь еще и интересуются экономической судьбой страны.
К счастью, напрасными оказались опасения по поводу повальных увольнений онлайн-персонала. Владельцы компаний предпочитают сокращать соцпакеты и урезать зарплату, но не лишать россиян работы. По словам Константина Рыкова, места приложения сил лишились в среднем 7–12% интернет-специалистов. «Это нехорошо, но не критично», – считает депутат.
С рекламой тоже все не так однозначно. Luxury-производители «ушли» из глянца, но не пришли в онлайн. Зато на Всемирную паутину самое пристальное внимание обратил малый и средний бизнес. Правда, по словам Алексея Гореславского, сегодня рекламодатели хотят по цене обычного баннера получить красивую, запоминающуюся рекламу. Кроме того, популярность набирает полное пиар-сопровождение, включающее, в частности, продвижение в социальных сетях и в блогах.
В целом же, несмотря на нервозную обстановку, царящую в Рунете, большинство участников нынешней дискуссии признались, что их рублевая выручка в последние месяцы выросла. Однако это не означает, что дальше все пойдет столь же гладко и отечественный интернет-рынок без потерь переживет мировой кризис. Посему, как уверил депутат Госдумы, руководитель единороссовской группы по работе с офисными служащими Владимир Мединский, онлайн-предприниматели могут рассчитывать на полную законодательную поддержку со стороны парламентариев. «Мы призываем интернет-сообщество обращаться к нам с идеями законопроектов», – заявил Мединский.
Первые «заказы» поступили уже сегодня. По мнению представителей интернет-индустрии, необходимо срочно снижать ввозные пошлины на импортное сетевое оборудование, в том числе подержанное, думать о полной отмене НДС на программное обеспечение, а также решать, как бороться со спамом. «Если вы дадите нам продукт коллективного труда, мы обязательно его поддержим», – пообещал парламентарий.
В свою очередь депутат Госдумы Роберт Шлегель рассказал, что вчера состоялось первое заседание рабочей группы по закону об Интернете. И заверил, что все присутствующие получат текст документа и смогут предложить в него свои правки. Так что уже 9 апреля (на эту дату назначен второй сбор рабочей группы) законотворцы, вполне вероятно, рассмотрят идеи представителей онлайн-сообщества.
«Мы открыты к сотрудничеству. Готовы заниматься любыми вопросами, решать любые проблемы. Помогите нам!» – призвал Константин Рыков.