Первый замглавы администрации президента Владислав Сурков выразил уверенность, что кризис может замедлить, но не остановить движение к долгосрочным целям развития. Цели программы-2020 не должны быть утеряны и размыты.
Есть две стратегические линии. Первая – качественное изменение экономики, которое невозможно без изменения общества. Вторая – социальная поддержка нуждающихся, улучшение жизни людей
«Есть две стратегические линии. Первая – качественное изменение экономики, которое невозможно без изменения общества. Вторая – социальная поддержка нуждающихся, улучшение жизни людей», – подчеркнул он.
Сурков также отметил, что видит главную опасность сегодня в том, что те, кто даже в недавний период высоких цен на нефть считал, что российская экономика не заслуживает ничего, кроме стерилизации, получат дополнительные аргументы в пользу своей позиции.
Первый заместитель главы администрации уверен, что сегодня, когда ресурсы страны уменьшаются, главное – сохранить курс и найти средства на развитие и переход российской экономики на иную, более высокую ступень.
Далее собравшиеся эксперты перешли к перечислению проблем «кризисного» происхождения. Так, руководитель секции и президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин напомнил собравшимся, что за последние месяцы произошло «резкое сжатие спроса на основные товары российского экспорта», золотовалютные резервы заметно «похудели», отечество вспомнило, что бюджет бывает дефицитным, а безработица, по данным Росстата, перевалила за 7% от активного населения нашей страны.
Но, хотя при первом приближении картина кажется вполне апокалипсической, по словам Шохина, кризис несет «не только проблемы, негатив, но и мощный созидательный потенциал». «Кризис – катализатор экономики. Главное извлечь из него уроки», – заявил президент РСПП.
По мнению Шохина, основной «заслугой» кризиса станет вытеснение с рынка несостоятельных компаний, банков и ненужных посредников. Общемировое снижение спроса на импорт должно стимулировать РФ на диверсификацию экономики, производство товаров с большой добавочной стоимостью.
Глава РСПП уверен, что кризис – прекрасное время для старта «структурных проектов», а также реализации инфраструктурных начинаний. Причем программы по созданию инфраструктуры, по мнению Шохина, вполне могут привлечь иностранных инвесторов.
Рост безработицы хотя и является социальным злом, но имеет свои преимущества. В частности, на рынке обостряется конкуренция квалифицированных работников. Работодатели, безусловно, будут рады «оторвать» опытного сотрудника за смешные деньги. Но при этом, по словам Шохина, нельзя забывать о «создании новых возможностей для высвобождающихся» и не столь востребованных специалистов.
Причем помимо множества внутриполитических у России есть и глобальный внешнеполитический шанс. Президент РСПП напомнил, что пока в мире не существует «архитектуры слаженных действий» по выходу из кризиса. И РФ может здесь стать первопроходцем, предложить свою схему «в рамках идеологии мирового финансового центра» с рублем в виде региональной валюты.
Решать, правда, надо быстро. Шохин обратил внимание на то, что в сходной с нами ситуации оказались и другие экспортоориентированные страны. Амбиций у них не меньше. А значит, глобальная конкуренция будет только обостряться. «Кризис – время действий», – подытожил он.
Бывший глава Федеральной службы по финансовым рынкам, председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин предпочел не лезть в стратегические дебри и ограничился перечислением тактических задач.
По словам эксперта, основная «кризисная» проблема – «бегство капитала». Вьюгин напомнил, что за несколько месяцев из страны «утекли» «огромные суммы», которые сейчас «либо лежат в кэше, либо инвестированы в иностранную экономику». Поэтому, считает экс-чиновник, стране необходимо озаботиться «сохранением и привлечением капитала». В этом случае государство сможет заняться и реструктуризацией долгов, и поддержкой компаний, и решением других, не менее острых проблем. Но привлечь капитал в нынешней ситуации можно единственным способом: продемонстрировать экономическую политику, которую понимают и которой доверяют потенциальные инвесторы внутри и вне страны.
Предлагая уделить особое внимание привлечению денег, Вьюгин призвал также не забывать о помощи безработным и поддержке инфраструктуры в рабочем состоянии. Кроме того, по мнению Вьюгина, государство «должно простимулировать» кредиторов встать на путь «реструктуризации, пломбирования и даже списания долгов».
«Кризис вынуждает бизнес и государство сделать свою деятельность более разумной и эффективной», – уверен экс-зампред Госдумы, политолог Михаил Юрьев. Еще одна заслуга финансового коллапса, по его словам, заключается в том, что он со всей очевидностью продемонстрировал отсутствие «резонов для полной открытости» отечественной экономики.
А по мнению журналиста Михаила Леонтьева, причиной кризиса в России стала полная зависимость российской финансовой политики от действий США. Леонтьев уверен, что нынешний кризис системный. И американцы сознательно затягивают всеобщее окончательное падение, чтобы, во-первых, выжить, а во-вторых, «заставить всех платить за свой кризис».
Журналист уверен, что кризис «будет сублимироваться в формы неэкономического характера». «Утопить нынешнее банкротство основного мирового регулятора в войне и выйти из этого как ни в чем не бывало не может не прийти им в голову», – считает Михаил Леонтьев. Ввиду этого выходить из кризиса России надо самостоятельно. Иначе «нас не выпустят» из финансовой ямы, в которую мы попали.
Замминистра экономического развития Станислав Воскресенский поддерживать «шпионскую» версию возникновения и течения кризиса не стал, но признал, что никто из экспертов точно не может сказать, как долго продлятся финансовые неурядицы и насколько глубокими они будут. Поэтому единственным правильным ходом в нынешней ситуации Воскресенский считает следование концепции-2020, которая предполагает качественное изменение страны за 12 лет.
«Кризис подтверждает, что никакого другого пути кроме строительства инновационной экономики у нас нет», – подчеркнул Станислав Воскресенский.