Во вторник Израиль выберет новый состав парламента взамен распущенного в октябре прошлого года. Причем партия «Кадима» под предводительством главы МИДа Ципи Ливни, ранее считавшаяся безусловным фаворитом предвыборной гонки, ко дню выборов заметно подрастеряла свой потенциал.
Либермана обвинили в том, что в случае его победы Израиль будет есть свинину и вступать в смешанные браки
Данные последних опросов предрекают оппозиционной правой партии Беньямина Нетаниягу «Ликуд» победу, пусть и с небольшим перевесом.
Согласно предварительным рейтингам, правые могут рассчитывать на 27 мандатов, в то время как «Кадима», лидер которой после развала прежней коалиции по-прежнему лелеет план стать во главе правительства, получает лишь 23 мандата.
А вот политическая звезда некогда влиятельной «Аводы», как отмечают наблюдатели, похоже, закатывается навсегда. В борьбе за третье место партия министра обороны Эхуда Барака окончательно проигрывает ультраправой партии «Наш дом Израиль» Авигдора Либермана, рассчитывающего получить как минимум 17 мандатов.
«После операции в Газе «Авода» смогла увеличить число своих потенциальных мандатов почти в два раза, однако ни на что большее она не способна, и ее судьба – уйти в обычную группу среднеразмерных партий», – заметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
Между тем именно НДИ, по мнению эксперта, предстоит сыграть решающую роль при формировании коалиции, окончательный вариант которой до сих пор неясен.
«Наиболее вероятным кажется дальнейший союз между «Ликуд», НДИ и ШАС либо «Аводой», хотя нельзя исключить, что коалиция будет создана между «Кадимой», НДИ и «Ликуд». Как в конечном счете все это ляжет на избирательную тарелочку, будет зависеть именно от Либермана», – считает Сатановский.
Именно возросшим весом некогда сформированной советскими иммигрантами партии и попыткой загнать ее в оппозицию, по мнению эксперта, и объясняется то беспрецедентное судебное и политическое давление, которое ощущала на себе НДИ на протяжении всей кампании.
«Неслучайно НДИ проклял лидер ШАС, обвинив Либермана в том, что в случае его победы весь Израиль будет есть свинину и вступать в смешанные браки. Неслучайно на Либермана обрушились арабские секторальные партии со словами о том, что он хочет выгнать арабов из Израиля. Однако именно за ним стоят миллионы людей, что является еще одним доказательством того, насколько русская составляющая становится доминирующей в израильской политике», – добавил политолог.
При этом эксперт считает, что не нужно забывать и об еще одной интриге этих выборов, а именно – о решении ненавидящего Нетаниягу президента Шимона Переса, который вовсе не обязан предлагать лидеру победившей партии заняться формированием правительства.
«Действительно, как правило, президент поручает лидеру самой большой фракции сформировать правительство, но он вовсе не обязан это делать. Перес никогда не простит Нетаниягу унижения, когда тот 12 лет назад обошел его в борьбе за пост премьера.
Тем более для престарелого президента это может быть последним шансом кому-то нагадить, кого-то построить и сыграть тем свою историческую роль», – считает он.
Кстати, по данным израильских СМИ, Перес уже проводит консультации у юристов по вопросу того, кому он может поручить формирование правительства в случае, если две лидирующие партии наберут примерно одинаковое число голосов.