В свое время господин Милутинович добровольно сдался следователям трибунала и 20 января 2003 года прибыл в Гаагу. То есть сразу после завершения срока своих президентских полномочий (президентом Сербии он стал в декабре 1997-го).
Данный процесс считался «очень важным» и «показательным в деле установления справедливости
Суд над Милутиновичем начался три с половиной года спустя – 10 июля 2006-го. К маю 2007 года сторона обвинения завершила представление своих улик и свидетелей. Защита представляла свои улики и свидетелей с 6 августа 2007 до 16 мая 2008 года. С 19-го по 27 августа стороны выступали с заключительными замечаниями.
Прокуроры Гаагского трибунала требовали для подсудимых от 20 лет до пожизненного заключения (помимо Милутиновича на скамью подсудимых сели бывший вице-премьер союзного правительства Никола Шаинович, генералы армии и полиции Драголюб Ойданич, Небойша Павкович, Владимир Лазаревич и Сретен Лукич).
Те в свою очередь отвергали все обвинения, касающиеся кампании террора, в рамках которой из Косова были выселены 800 тысяч албанцев (обвинение также утверждало, что югославские солдаты грабили имущество албанцев и уничтожали их личные документы и записи в муниципальных книгах, чтобы не допустить впоследствии их возвращения в край).
Описывая «политику террора», прокуроры упоминали артиллерийские обстрелы населенных косовскими албанцами городов и деревень, сожжение домов, разрушение культурных и религиозных зданий и памятников, убийства мирных жителей несербского происхождения и изнасилования. Следствие считало, что Милутинович это все как минимум «спланировал».
Основным обвиняемым на серии «косовских процессов» был, как известно, экс-президент союзной Югославии Слободан Милошевич, но он умер в 2006 году. То есть до того, как был вынесен вердикт суда, ввиду чего процесс по делу Милутиновича считался «очень важным» и «показательным в деле установления справедливости».
Серьезные обвинения против Милутиновича были выдвинуты еще во время конфликта в Косове в 1999 году, но он оставался на посту президента Сербии весь свой пятилетний срок.
Причем все эти годы Милутинович был церемониальной фигурой, хотя и занимал высший пост в Сербии: фактически главой Югославии и входящей в нее Сербии был Милошевич.
Дело Милутиновича уже назвали самым крупным процессом в Гаагском трибунале ООН по военным преступлениям в бывшей Югославии, достигшем стадии вынесения приговора.
Что до Николы Шаиновича и генералов Ойданича, Павковича, Лазаревича и Лукича, все они приговорены к лишению свободы на срок от 15 до 22 лет. Так. Шаинович, Павкович и Лукич получили 22 года лишения свободы, а Ойданич и Лазаревич – 15 лет.
В обвинительном заключении говорилось, что для обеспечения контроля сербов над краем они действовали «преступными методами, включающими широкомасштабную кампанию террора и насилия, депортации, преследование по расовым и религиозным мотивам и убийства».
Стоит отметить, что за МТБЮ уже давно закрепился весьма неоднозначный имидж. Многие политики отмечали, что судьи предвзято относятся к обвиняемым сербам. В этой связи оправдательный приговор по делу бывшего премьер-министра Косова Рамуша Харадиная, которого считают одним из самых жестоких боевиков АОК, стал первопричиной грандиозного скандала.
Всего офис главного прокурора МТБЮ обвинил в преступлениях в Косове девятерых сербов. Один из них – бывший министр внутренних дел Сербии Влайко Стойилькович – застрелился на ступенях парламента в Белграде в апреле 2002-го.
27 января нынешнего года в МТБЮ начался суд над бывшим помощником министра внутренних дел Сербии Властимиром Джорджевичем. Это последний процесс, связанный с событиями в Косове.