Как ни странно, в большинстве своем активисты оказались постпенсионного возраста. «Как молодежи-то мало! В основном взрослые люди», – тактично сокрушались две пожилые дамы, оглядывая толпу.
Из «зала» выступающим пришла записка с просьбой поблагодарить столичных милиционеров за их работу
Солидный возраст, впрочем, не мешал участникам акции бодро размахивать оранжевыми флагами. А также с удовольствием позировать перед фото- и телекамерами с самопальными плакатами, требующими перемен и смены Кабмина.
«Возможен бунт!» – делая страшные глаза, шепотом пророчил человек в бороде. Его товарищи в ожидании лидеров тоже развлекались как могли. Кто-то раздавал газеты, кто-то танцевал, одна старушка безучастно грызла мороженое. А трое уже поседевших и местами даже опавших горожан упоенно хвастались друг другу, сколько раз и в какое отделение милиции их забирали с Маршей несогласных.
Наконец, колонки, натужно взвизгнув, ожили голосом ведущего митинга. Представитель «Объединенного гражданского фронта» (ОГФ) Александр Рыклин, который до сих пор охранял место у микрофона, удалился за кулисы. А на сцену, плотно смыкая ряды, начали выходить вожди и просто члены «Солидарности».
Активисты удивленно вскинули брови: место у правого края авансцены занял лидер «Народно-демократического союза» (НДС) Михаил Касьянов, которого долго и безрезультатно ждали на учредительной конференции «Солидарности».
Организационное мероприятие в Химках глава НДС проигнорировал по уважительной причине: тогда он так и не сумел донести до товарищей по оппозиции мысль о том, что новому движению нужен один флагман, желательно с фамилией Касьянов. Популярности вождю НДС выказанная принципиальность не прибавила. И, судя по всему, побоявшись без остатка раствориться на политическом поле, Касьянов присоединился к «Солидарности» на первой же акции.
Правда, в очереди к микрофону его поставили третьим. Первым выступил Олег Козловский, который донес до соратников две сенсационные новости: уровень коррупции в стране зашкалил, а экономика обрушилась. Вторым был Владимир Кара-Мурза, который объяснил, что «правящий режим обречен», поскольку он боится всего, в частности, назвать реальное число безработных россиян. Затем к микрофону подошел изрядно заиндевевший Михаил Касьянов.
Речь он начал неожиданно. От имени товарищей по НДС вслух порадовался тому, что в их полку «борцов за свободу и демократию прибыло». Часть собравшихся явственно ухмыльнулась. Тут, правда, Касьянов вспомнил, что его соратники вышли на улицу не поздравлять друг друга, а свергать правительство, и принялся увещевать парламент предоставить оппозиции возможность сменить власть конституционным способом.
Активисты опешили. К счастью, дальше пошли обычные для оппозиции призывы «обеспечить свободу слова», вернуть нормы закона о выборах образца 2004 года, уволить все теленачальство и собрать Верховный суд из числа тех юристов, которых порекомендуют правозащитники.
Как выяснилось, по задумке Касьянова, только после соблюдения всех этих условий оппозиционеры, так и быть, потребуют отставки правительства и даже поучаствуют в досрочном голосовании, которое должно будет пройти через полгода после ликвидации Кабмина. Выиграв выборы, флагманы оппозиции сформируют «правительство народного доверия» и уж тут приступят к вызволению России из экономического коллапса.
Беда лишь в том, что к тому замечательному моменту спасать от кризиса, скорее всего, будет нечего.
Учитывая, что Михаил Касьянов уже обрисовал собравшимся радужные перспективы их прихода к власти, его верный друг, шахматист и лидер ОГФ Гарри Каспаров решил еще разочек обличить нынешний режим. Начал он с самой упрямой вещи – со статистики. По словам Каспарова, гордясь экономическим чудом, власть врет сама себе, поскольку цифры говорят, что самый высокий рост в стране был в 2000 году. В общем-то о том же самом, ни капли не стесняясь, говорят в эфире центральных телеканалов многие эксперты.
Правда, в отличие от Гарри Каспарова, они еще уточняют, что высокий рост в 2000 году был обусловлен беспрецедентным падением в 1998-м. И эта ситуация является наглядной демонстрацией одного из законов экономики, который гласит, что чем ниже падение, тем выше рост.
Впрочем, останавливаться на сухой статистике лидер ОГФ не стал. И следом обвинил власть в главном грехе – страхе перед оппозицией. По его словам, буквально каждый оппозиционный выхлоп – «это трещина в монолите власти». Так что руководство страны с каждым днем все сильнее и сильнее дрожит от страха перед десятком оппозиционеров. И именно поэтому их митинги обычно охраняет такое количество милиции.
Не успел Каспаров призвать соратников заглянуть в глаза «цепным псам режима», как с крыши магазинчика напротив бронзового Грибоедова посыпались листовки. А на самой крыше возникла растяжка «Хватит раскачивать лодку!». Вместо того чтобы подождать, пока юноши в майках с символикой «России молодой» успеют вдоволь накричаться, «цепные псы режима» взобрались на крышу и пресекли акцию. Еще одного активиста-румоловца милиционеры сняли с навеса над трамвайной остановкой.
Речь Гарри Каспарова после этого значительно потеряла в своей убедительности. А из «зала» выступающим пришла записка с просьбой поблагодарить столичных милиционеров за их работу.