Президент Армении Серж Саргсян, выступая в четверг на съезде правящей партии «Процветающая Армения», коснулся и проблемы урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В частности, в довольно жестких тонах исключил любую возможность торга с Баку.
Карабах не может стать частью Азербайджана, для этого нет ни правовых, ни исторических обоснований, нет желания карабахского народа
«Глубоко ошибаются те, кто считает, что на переговорах идут торги по Карабаху. Карабах – наша земля, он бесценен, а следовательно, и торговаться в этом вопросе неуместно», – цитирует Саргсяна РИА «Новости».
После этого Саргсян заметил, что Армения занимает «очень четкую позицию» по карабахской проблеме. «Народ Карабаха имеет право на самоопределение и реализовал это право. Карабах не может стать частью Азербайджана, для этого нет ни правовых, ни исторических обоснований, самое главное – нет желания карабахского народа», – сказал глава государства.
Напомним, что Нагорно-карабахский конфликт вспыхнул в 1988 году, когда населенный преимущественно армянами регион заявил о выходе из состава Азербайджанской ССР. В 1991-м в Нагорном Карабахе был проведен референдум, по результатам которого абсолютное большинство населения высказалось за независимость республики. Предшествовал плебисциту четырехлетний армяно-азербайджанский конфликт с применением массового насилия и этнических чисток.
Соглашение о перемирии вступило в силу 12 мая 1994 года. К тому моменту Баку уже потерял контроль над Нагорным Карабахом и семью прилегающими к нему районами, собственно, Азербайджана.
Однако республика не получила дипломатического признания, и в официальных документах международно-правового характера по отношению к ней не употребляются некоторые политические категории, например, «президент», «выборы», «герб» или «столица». Международные организации в принципе не считают референдум легитимным, поскольку не учитывалось мнение азербайджанского меньшинства (население Карабаха – более 137 тыс. человек, из них 120 тыс. – этнические армяне). Армения, со своей стороны, настаивает, что возможность азербайджанцам предоставлена была, но воспользоваться ей они не пожелали.
Представителей местной власти Нагорного Карабаха международное сообщество также не признает, из переговорного процесса они исключены. Интересы непризнанной республики на переговорах, как правило, отстаивает армянская сторона. Азербайджан настаивает, что Степанокерт не должен получить независимость ни при каких обстоятельствах. Армения предлагает вынести этот вопрос на еще один референдум.
Ситуация вокруг имеет так называемую «хроническую напряженность». К примеру, в середине января азербайджанские СМИ обвинили Россию в поставках вооружений Армении на сумму 800 млн долларов, причем на безвозмездной основе. Посол России в Баку был немедленно вызван в МИД Азербайджана для разъяснений. Минобороны России назвало публикации дезинформацией. В Армении сообщения азербайджанских СМИ также опровергли и выразили обеспокоенность, что такого рода слухи негативно скажутся на «миротворческом процессе».
Ранее, в ноябре 2008-го по инициативе президента России Дмитрия Медведева Серж Саргсян и его азербайджанский коллега Ильхам Алиев подписали декларацию о мирном решении карабахского конфликта. Эта бумага стала первым документом, подписанным конфликтующими сторонами за последние 18 лет.
Продолжаются переговоры по урегулированию ситуации и в рамках ОБСЕ. Они начались в 1992 году по инициативе России, США и Франции (т. н. Минская группа), переговорщики пытаются начертить «дорожную карту», а только после этого рассмотреть статус Нагорного Карабаха.
При этом в четверг президент Армении заметил, что мирное урегулирование карабахской проблемы безальтернативно, и оно приведет к признанию права карабахского народа на самоопределение.
Позиция Алиева по этому вопросу известна. Год назад он заявил, что «если армяне будут благоразумны, то можно будет говорить о предоставлении Нагорному Карабаху высокого статуса автономии, ни о какой независимости речи быть не может». «Хочется думать, что власти Армении проявят благоразумие. В противном случае земли будут освобождены с использованием всех имеющихся возможностей», – заявил Алиев.
«Армяне ошибаются, если думают, что победили в войне. Она еще не закончилась. Завершен только первый этап войны», – резюмировал он.
«Это правила игры. От них никто не отступает ни там, ни там», – заметил по этому поводу замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин в интервью газете ВЗГЛЯД. Главная проблема мирного урегулирования, по его мнению, именно в том, что компромисса нет ни с одной стороны.
«Любой такой компромисс будет рассматриваться общественностью обеих сторон как сдача позиций. Поэтому для того, чтобы было достигнуто мирное урегулирование, необходима очень сильная власть в той и другой стране, которая не побоялась априори непопулярных среди населения шагов по достижению компромисса. Пока такой ситуации нет», – констатирует эксперт.
Неизвестно, какой будет внешняя поддержка. США и НАТО продемонстрировали, что они не готовы оказывать повсеместную помощь своим союзникам на Кавказе
В свою очередь гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин отмечает, что урегулирование конфликта усилиями Армении и Азербайджана возможно только при вмешательстве России, Турции и США, которые, преследуя здесь свои интересы, могут договориться. Но практика показывает, что существует только три варианта развития: вялотекущий конфликт (на примере Приднестровья), военное решение вопроса (этот метод применила Грузия в Южной Осетии) и косовский прецедент (очередное одностороннее провозглашение независимости с последующим признанием кем-либо).
«Все варианты решения этого вопроса имеют свои плюсы и недостатки, причем недостатков гораздо больше. Поэтому, по какому сценарию не разрешался бы нагорно-карабахский вопрос, наиболее вероятен косовский вариант, в любом случае негативные последствия от такого решения перевесят любые позитивные стороны», – сказал Мухин газете ВЗГЛЯД.
Важно и то, что Нагорный Карабах даже при обретении независимости или присоединении к Армении или Азербайджану нуждается в серьезной финансовой поддержке (у территории долгое время фактически не было хозяина, и инфраструктура разрушена). Но при любом исходе дела останется огромное количество недовольных.
«Эти недовольные еще в ближайшие десятилетия будут выражать свое недовольство в самых разных формах, начиная демонстрациями и заканчивая террористическими актами», – уверен Мухин.
Ввиду этого существует версия, что ни Россия, ни США, ни Турция и, что самое важное, ни Армения или Азербайджан «не заинтересованы в решении этого конфликта в силу выше изложенных причин». «Конфликт будет длиться вечно», – заключает Мухин.
Эксперт по внешней политике Евгения Войко также не ждет скорого урегулирования ситуации, но исключает ее развитие по жесткому сценарию, когда кто-либо из заинтересованных сторон возьмется за оружие. По ее словам, сейчас не те геополитические условия. Что касается острых заявлений армянского президента, то они вызваны визитом турецкого президента Абдуллы Гюля в Россию и предварительной поездкой главы МИД Турции в Азербайджан.
«Саргсян подозревает какую-то подковерную игру со стороны контригрока и пытается таким образом подстраховаться», – сказала Евгения Войко газете ВЗГЛЯД.
Эксперт также напоминает, что Армения недавно укрепила свои позиции за счет Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), где появились группы быстрого реагирования. Очень возможно, что своими жесткими заявлениями армянский лидер пытается показать, что в случае военного сценария у Армении есть на кого опереться, прежде всего – на Россию.
Впрочем, силовой вариант решения конфликта, напоминает Евгения Войко, рассматривался во время пятидневной войны, когда, по аналогии с конфликтом между Россией и Грузией, не исключался армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха.
«Но сейчас не та финансовая ситуация. Для России, Азербайджана и тем более для Армении втягиваться в военный конфликт крайне невыгодно. Неизвестно, какой будет внешняя поддержка. США и НАТО продемонстрировали, что они не готовы оказывать повсеместную помощь своим союзникам на Кавказе», – заключила она.