Два дня назад завершилась Мюнхенская конференция по безопасности. Отдохнув от оперативных комментариев, постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин рассказал об общих впечатлениях от мероприятия. «В целом настроение позитивное. Лед в отношениях с НАТО тает», – заявил он во вторник, по возвращению из Мюнхена в Брюссель.
Украина крайне далека от вступления в НАТО. Если вопрос и будет решен, то лет через 15–20. Для Грузии же эта перспектива ушла в плюс или минус бесконечность
По словам дипломата, «прогревать» невидимую стену между Россией и Североатлантическим альянсом начали с Запада. Теперь иностранные партнеры пытаются заручиться поддержкой Москвы.
Рогозин считает, что самым показательным в этом смысле стало изменение настроения НАТО по поводу пятидневной войны между Грузией и Южной Осетией. Трудно, «через губу», но теперь Запад признает, что режим Саакашвили «был категорически неправ, а мы были категорически правы», что именно Тбилиси напал на мирных осетин, а мы защищали тех, кто не мог постоять за себя сам.
Впрочем, недвусмысленно-доброжелательные пассы из-за границы, по словам Рогозина, не должны никого вводить в заблуждение. Дипломат напомнил, что «сотрудничество не дорога с односторонним движением». И забывать о своих интересах Москва не намерена, а посему отношения с НАТО готова строить лишь на равноправной основе.
Полпред пояснил, что говорить о восстановлении сотрудничества можно будет лишь тогда, когда «мы вернемся к принципам Римской конвенции», подписанной между Москвой и Брюсселем в 2002 году. «Тогда речь шла о том, что мы создаем Совет Россия – НАТО, в котором участвуют не 26 стран НАТО плюс Россия, а где все 27 государств в национальном качестве на основе равноправия обсуждают проблемы безопасности», – подчеркнул Дмитрий Рогозин.
Поэтому ситуация, когда НАТО самостоятельно принимает решения и объявляет Москве о них, Россию не устраивает. И никогда не устроит. Так что если Североатлантический альянс будет по-прежнему демонстрировать подобное поведение, то, по словам Рогозина, Россия будет «предпочтительнее относиться к двустороннему сотрудничеству» со странами, входящими в НАТО.
Еще одним камнем преткновения остается запротоколированное НАТО намерение принять в свои ряды Грузию и Украину. По мнению Рогозина, военный союз и сам уже не рад такому повороту событий. С приходом в НАТО двух бывших советских республик военная составляющая альянса точно не укрепится, скорее, станет слабее. При этом Украину постоянно раздирают политические конфликты, а Грузия обременена спорными территориями. Посему ни Киеву, ни Тбилиси, по мнению полпреда, в ближайшее время пополнить военный союз не удастся.
«Думаю, Украина крайне далека от перспективы вступления в НАТО. Если вопрос и будет решен, то лет через 15–20, не раньше», – прокомментировал ситуацию Рогозин.
А об интеграции в НАТО Грузии и вовсе нельзя «серьезно говорить». По мнению Рогозина, нынче это просто невозможно. «Для Грузии перспектива членства в НАТО ушла в плюс или минус бесконечность», – уверен дипломат.
Чего не скажешь о перспективах размещения элементов американской ПРО в Чехии и Польше. Никто не тешит себя иллюзиями, что США откажутся от «третьего эшелона». Однако, по мнению Рогозина, мюнхенская речь вице-президента США Джозефа Байдена дает некоторый повод для оптимизма.
В частности, Байден пообещал «принять во внимание скептицизм экспертов», которые напоминают, что испытать систему ПРО в условиях мирной жизни невозможно, а потому говорить о ее надежности не приходится. Кроме того, вице-президент подчеркнул, что решение по чешскому радару и польским противоракетам будет приниматься после консультаций с Россией и европейскими партнерами. Во времена Буша о таком демократизме даже речи не шло.
«Мы считаем, что, прежде чем что-то делать по ПРО, надо провести анализ угроз», – подчеркнул Дмитрий Рогозин. И напомнил, что любые телодвижения по ПРО – это «грубое нарушение режима сдерживания гонки вооружений». После чего выразил надежду, что новая американская администрация не просто делала намеки на качественно иной подход к вопросу расширения ПРО, а действительно «примет во внимание обеспокоенность своего народа, стран Евросоюза и России».
Причем, по мнению Рогозина, еще раз крепко задуматься над «звездно-полосатым» предложением стоит и самим государствам-полигонам. Постпред сильно сомневается, что чехи или поляки «получат какой бы то ни было доступ к кнопке», «включающей» ПРО. Всем же понятно, что вместо того чтобы преодолевать ПРО, условный враг, скорее, предпочтет ее разрушить. Особенно если учесть, что информация о размещении элементов ПРО не является какой бы то ни было тайной. Таким образом, по словам Рогозина, Чехия и Польша фактически «отдают свои народы на заклание».
«Они добровольно готовы принести себя в жертву действий США. Я не думаю, что если бы польская или чешская общественность узнала, о чем идет речь, то они бы рукоплескали своему руководству», – высказал свое мнение дипломат.
Польшу, правда, осознание данного факта, по словам Рогозина, вряд ли остановит: она «слишком сильно ангажирована американской военной политикой». А вот чешский парламент еще может преподнести сюрприз Вашингтону.