Высказывания российского посла в Белоруссии Александра Сурикова об итогах саммитов ОДКБ и ЕврАзЭС вызвали недовольство у официального Минска.
Уж точно не послы других государств будут «разбираться» в соответствующих нюансах белорусского законодательства
В частности, комментируя заявление Дмитрия Медведева о решении членов ОДКБ создать коллективные силы безопасности, которые должны стать «не хуже, чем силы НАТО», российский дипломат заявил, что не исключает вероятности участия белорусских военных в формировании КСОР, а следовательно, и в конфликтах за пределами страны. Между тем ранее Минск полностью отвергал такую возможность, ссылаясь на действующее законодательство.
«Надо разобраться, потребуется ли участие Беларуси за границей или нет. Но по практике применения межгосударственные соглашения и договоры выше национального законодательства», – заявил Суриков на своей последней пресс-конференции.
Однако в белорусском внешнеполитическом ведомстве подобные заявления сочли неуместными.
«Во-первых, сразу хочу подчеркнуть, что уж точно не послы других государств будут «разбираться» в соответствующих нюансах белорусского законодательства. Во-вторых, есть закон нашей страны на эту тему, и он будет неукоснительно соблюдаться», – озвучил позицию МИДа пресс-секретарь министерства Андрей Попов.
Вместе с этим российскому дипломату настоятельно посоветовали «не забегать вперед» в вопросах толкования перспектив строительства АЭС, к сооружению которой, как заявлял Суриков, Белоруссия готова приступить уже в этом году, и строительства второй ветки газопровода Ямал – Европа, которое, считают в Москве, нужно отложить до полного завершения проектов «Северный поток» и «Южный поток».
Последнее высказывание, отмечает белорусское АФН, особенно задело официальный Минск: строительство новой ветки газопровода усилит позиции Белоруссии как страны транзита и даст новый козырь при выстраивании отношений с Европой.
В частности, как заявлял в недавнем интервью президент страны Александр Лукашенко, белорусская территория является чуть ли ни самой выгодной для транспортировки энергоресурсов в Европу, в то время как другие альтернативные газопроводы будут по определению убыточными.
«Ни северные, ни южные потоки сегодня не могут заместить тот поток энергоресурсов, который идет в Европу через Беларусь – это 30 процентов природного газа и примерно процентов под 75–80 углеводородного сырья, нефти. Самый удобный и короткий путь, короткое плечо транзита – это Беларусь, даже через Украину если поставлять, то это значительно дороже, не говоря уж о «Северном потоке», – убеждал он.
Заморозка же этого проекта, как и согласие белорусских властей на полноценное участие в КСОР, грозит похоронить только было наметившуюся дружбу с Европой.
«На состоявшемся заседании ВГС в Москве лидеры двух стран поручили соответствующим ведомствам наших государств еще раз внимательно вникнуть в эти темы и дополнительно внести на рассмотрение президентов доработанные конкретные предложения. Так что давайте, наверное, как минимум дождемся результатов выполнения поручений двух президентов», – постарались сгладить смысл заявлений Сурикова в МИД Белоруссии.