В пятницу состоялось последнее в текущем году заседание общественного форума «Стратегия-2020». За круглым столом собрались координаторы большинства секций этого формата, и давний модератор подобных встреч − главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев − посчитал, что пришло время подвести итоги.
Видимо, это рецепт: нужно съездить по морде милиционеру, а потом проявить глубокое раскаяние
При этом предновогоднее настроение, по его мнению, могло способствовать общению в более откровенной и шутливой форме, чем обычно. Как отметил Фадеев, 2009 год был, безусловно, тяжелым, однако острая фаза кризиса отступила, и появилась надежда на нормализацию ситуации. В качестве примера возвращения к докризисной повестке он привел нынешний спор Минэкономразвития и Минфина, в котором первое рассчитывает на 2−3% рост ВВП в следующем году, а второй считает это «невероятным», называя удачей однопроцентное изменение в плюс.
Кроме того, начал популярную тему Фадеев, год прошел под знаком отношения граждан к милиции. «Все мы помним, как вещали о ситуации в органах милиции Дымовский и другие деятели. А потом министр нам объяснил, что если милиция жестко наезжает, надо просто ответить, и все будет хорошо. Правда, потом нам разъяснили, что за это полагается до пожизненного заключения», − констатировал модератор горькую истину.
«Но вот недавно актер Галкин получил полтора года условно за нападение на милиционера. Адвокат Генрих Падва рассказал мне, что никогда в жизни не видел такого глубокого раскаяния. Видимо, это рецепт: нужно съездить по морде милиционеру, а потом проявить глубокое раскаяние», − начал исполнять свое обещание по поводу шуток Фадеев.
Подхватив настрой тезки, глава ВЦИОМ Валерий Федоров начал с фрагмента анекдота, который лучше всего, по его мнению, характеризует уходящий год: «Это был ужас, но не ужас-ужас-ужас». «Год действительно был трудный. По градусу переживаний население находилось на уровне 99-го года. Но не опустилось до уровня социального негативизма 98-го – тогда оценки были в два раза хуже», − поделился данными своей компании социолог.
По его словам, нисходящая динамика завершилась уже в апреле − мае, и с тех пор настроения движутся к позитиву. «Интересно, что оценки личного благосостояния выше, чем оценка общей ситуации в стране», − рассказал Федоров, предположив, что в жизни россияне видят больше ободряющего, чем в СМИ. «Получается, что телеканалы занимаются очернением нашей действительности», − вновь вставил ироничную ремарку Фадеев.
Что касается политической ситуации, то, по мнению руководителя ВЦИОМа, главный успех прошедших 12 месяцев – то, что недовольство экономической ситуацией не конвертировалось в изменение отношения к власти. Тандем воспринимается как нормальное явление и, более того, «позволяет стоять на земле твердо и одновременно двигаться вперед». Рейтинг партий также не потерпел серьезных изменений – даже в «мобилизационный» период перед выборами 2007 года «Единую Россию» поддерживали всего на 5% граждан страны больше, чем сейчас: 59 против 54.
Партия власти не заставила себя ждать, и слово взял глава ее Центрисполкома Андрей Воробьев. «В начало 2009 года смотрели с тревогой, но мы предотвратили коллапс, реализовав масштабный пакет антикризисных мер. У нас есть все ресурсы, чтобы выполнять бюджетные обязательства во всей полноте. Сейчас у нас высокое доверие к институтам власти. Кроме того, президент России дал старт модернизации, и это важный год больших начинаний», − тезисно расставил точки над i единоросс.
Касаясь важных, на его взгляд, изменений в политической сфере, руководитель ЦИК «Единой России» назвал обеспечение равного доступа партий к СМИ, которого удалось достичь «не только на федеральном, но и на региональном уровне». «В уставе нашей партии была закреплена процедура предварительного голосования, а также обязательное участие в дебатах. Это основной элемент политической борьбы», − подчеркнул Воробьев.
Это был ужас, но не ужас-ужас-ужас
Начинать свое выступление президенту Фонда эффективной политики Глебу Павловскому пришлось с ответа на претензию Фадеева: почему, мол, критиковали недавно съезд «Единой России»? «Видимо, придется признать свои политические ошибки», − с улыбкой сказал Павловский. По его словам, наблюдался некоторый диссонанс между двумя процессами – модернизацией Медведева и подготовкой к съезду, которая проходила спокойно и традиционно. «То есть несовпадения, скорее, стилистические», − пояснил руководитель ФЭП.
Впрочем, тут же продолжил признавать свои ошибки. «В начале года казалось, что будет борьба за место победителя кризиса. Я был неправ. Вернулась политика конфликта, которая ведет к прозрачности и публичности. И в центре ее – тандем, который полностью соответствует этим характеристикам», − сказал Павловский.
«Еще одно: я думал, что Медведев начнет опираться на малые группы, которые будут противостоять путинскому большинству. Но теперь очевидно, что никакой политики, кроме политики большинства, в России быть не может. Просто теперь это большинство ориентируется не только на личность Путина», − продолжил каяться политолог, добавив, что ненасильственная модернизация Медведева не означает приверженность принципам Ганди и не ограничивается вербальным характером.
По его мнению, это достаточно жесткая вещь, которая будет пресекать любое вторжение силовых институтов в сферу политической жизни. А единственное, что нуждается в полном «демонтаже», − это «Гулаг», уголовно-исправительная система, превратившаяся в современной России в настоящий «сектор страха». (В пятницу об этом же параллельно заявил министр юстиции Александр Коновалов). Что касается правоохранительных органов, то, по убеждению Павловского, там с «радостным оживлением» восприняли президентский указ по их сокращению на 20%.
«Надо перенести эту практику в бизнес, − в очередной раз вступил Фадеев. – Перед большим сокращением штата объявлять: господа, у нас скоро будет «радостное оживление».
В начале года казалось, что будет борьба за место победителя кризиса. Я был неправ
«Белая ворона» среди завсегдатаев «Стратегии-2020» гендиректор издательского дома «Коммерсант» Демьян Кудрявцев сразу заявил, что будет высказываться по конкретной узкой области инноваций, дабы сразу не навлечь на себя критику. «Никаких инноваций, с тех пор как они были объявлены, не произошло. Для этого ничего не было сделано – ни законодательно, ни организационно, одни декларации. Нам нужен протекционизм, нужна грамотная миграционная политика, нужен благоприятный налоговый климат», − подчеркнул Кудрявцев, заверив, что иначе частный бизнес с инновационными задачами не справится.
Кроме того, он призвал в очередной раз обратить внимание на инфраструктуру, посетовав, что даже после трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС этой составляющей не уделяют должного внимания. А вот сырьевым магнатам, которые «помощи у государства не просят и в армии служили», по мнению Кудрявцева, протекционизм не нужен.
Вступился за Олега Дерипаску, на которого явно намекал гендиректор «Коммерсанта», вездесущий модератор. «ГАЗ держится, а АвтоВАЗ – нет. Считаю Дерипаску выдающимся промышленником. Он как раз, скорее, исключение», − высказался Фадеев, правда, признав, что может быть не до конца объективным, потому что бизнесмен является его «товарищем».
За культурную составляющую, призванную сменить направление дискуссии, отвечал известный кинокритик Даниил Дондурей. Он возмутился тем, что в программных текстах, которые презентовал в уходящем году Дмитрий Медведев, освещение проблем культуры, духовной жизни людей и их морального облика практически отсутствует. «Всех только и волнует, кто, как и где сможет получить больше денег. Где мы видим руководство страны? Ордена и похороны. И я еще не говорю, почему мы не обсуждаем, что смотрит наше население по телевизору», − негодовал человек искусства.
На помощь ему пришла серьезно опоздавшая к началу Тина Канделаки. Отметим, что телеведущая с самого начала проведения секций форума закрепила за собой звание самого яркого участника «Стратегии-2020». Не разочаровала она и на этот раз. Объяснив причину своей задержки тем, что участвовала в роли Снегурочки на празднике своего ребенка, Тина предложила бороться с бескультурьем на ТВ своеобразным способом.
«Я всегда с удовольствием хожу на наши встречи. Есть два−три спикера, выступления которых я каждый раз слушаю с настоящим восторгом. Надо показывать заседания нашего клуба по телевидению. Хотя бы раз в месяц по часу. Может быть, что-то изменится», − с пылом говорила Тина, в середине своей речи выключив микрофон, заверив, что он ей не нужен.
После она рассказала, что приготовила Павловскому и Фадееву по новогоднему подарку, а последнему, причем без его ведома, еще и завела аккаунт в Twitter. «Валерий Александрович, я очень удивлена, что вы сегодня так жгли», − изумилась телеведущая.
«После 2009 года использовать слово «жечь» в закрытом помещении стремно», − пошутил доцент Института русской истории РГГУ, член президентского кадрового резерва Алексей Чадаев.