Дмитрий Медведев направил руководителям зарубежных государств и международных организаций, действующих на евроатлантическом пространстве: НАТО, Евросоюз, ОДКБ, СНГ, ОБСЕ – российские предложения по новому Договору о европейской безопасности.
#{help=353794}В воскресенье Россия обнародовала проект договора, текст которого размещен на официальном сайте президента России. Кремль, как подчеркивают в пресс-службе, рассчитывает на позитивный отклик партнеров и ждет с их стороны предложений по существу.
Наследие холодной войны
Идею о заключении всеобъемлющего Договора о евробезопасности Дмитрий Медведев выдвинул еще в июне прошлого года в Берлине. Причем сама идея стала одним из приоритетных направлений внешней политики России. Тема неоднократно поднималась на переговорах с европейскими партнерами. К слову, российскую инициативу поддержали многие европейские лидеры.
Суть идеи сводится к тому, чтобы создать в области военно-политической безопасности в Евро-Атлантике единое, неразделенное пространство и окончательно разделаться с наследием холодной войны.
Для этого Медведев предложил закрепить в международном праве принцип «неделимости безопасности». Речь идет о юридическом обязательстве, в соответствии с которым ни одно государство и ни одна международная организация в Евро-Атлантике не могут укреплять свою безопасность за счет безопасности других стран и организаций.
Равная безопасность
Именно это обязательство первым значится в настоящем проекте документа. Всего же в проекте договора 14 статей.
В соответствии с договором его участники «сотрудничают на основе принципов неделимой и равной безопасности, ненанесения ущерба безопасности друг друга». «Любые меры в области безопасности, принимаемые каждым участником либо совместно с другими участниками, в том числе в рамках международной организации, военного союза или коалиции, осуществляются с учетом интересов безопасности всех других участников», – говорится в документе.
Пожалуй, одно из главных предложений – это то, что участники договора могут рассматривать нападение на другого участника как нападение на самих себя.
Договор не допускает использование его участниками своей территории или территории других участников «в целях подготовки или осуществления вооруженного нападения против одного или нескольких участников настоящего договора или иных действий, существенно затрагивающих безопасность».
ЧК рассудит
В качестве механизмов решения всех вопросов, а также споров и разногласий Россия предлагает четыре варианта: консультации участников, конференцию и чрезвычайную конференцию участников.
В случае вооруженного нападения на участника договора или такой угрозы незамедлительно информируется депозитарий, который созывает чрезвычайную конференцию.
«По решению чрезвычайной конференции участников на нее могут быть приглашены третьи государства и международные организации и иные заинтересованные стороны», – указывается в документе.
«В порядке осуществления права на самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН участник договора вправе предоставить другому участнику, на которого совершено вооруженное нападение, с его согласия, необходимую помощь, включая военную, до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности», – говорится в проекте.
В документе подчеркивается, что договор не затрагивает и не будет толковаться как затрагивающий главную ответственность СБ ООН за поддержание международного мира и безопасности, а также права и обязательства участников, вытекающие из Устава ООН.
Кроме того, подтверждается право любого участника соглашения на нейтралитет.
От Ванкувера до Владивостока
Настоящий договор может быть открыт для подписания всеми государствами евроатлантического и евразийского пространства от Ванкувера до Владивостока, а также Европейским союзом, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организацией Договора о коллективной безопасности, Организацией Североатлантического договора и Содружеством независимых государств.
После того как договор вступит в силу, с согласия всех участников к нему может присоседиться «любое государство и любая международная организация». При этом «каждый участник вправе выйти из настоящего договора, если он решит, что относящиеся к содержанию настоящего договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу его высшие интересы».
Как ранее говорил министр иностранных дел Сергей Лавров, «общее евроатлантическое пространство безопасности не удастся построить, если действующие там организации не будут учитывать законные интересы друг друга».
В противном случае любая безопасность является лишь иллюзией. Остается надеяться, что российская инициатива получит достойный отклик.