Министерство иностранных дел России не исключает, что когда-нибудь Москва сможет присоединиться к европейской программе «Восточное партнерство», если увидит выгодность этого проекта.
Пока Россия не видит пользы от затеянного Европой проекта
«Мы не исключаем эту возможность и возможность предметно рассматривать каждый конкретный проект по его достоинствам. Следим за общей эволюцией успешного партнерства, которое только-только начинает превращаться в практические дела. Посмотрим, как пойдет дальше дело», – заявил глава ведомства Сергей Лавров по итогам заседания российско-белорусской коллегии внешнеполитических ведомств.
Приглашение присоединиться к европейской программе от имени ее участников недавно озвучил глава МИД Польши Радослав Сикорский, заявивший, что последнее слово остается за Россией.
В среду заинтересованность в том, чтобы Москва присоединилась к проекту, высказал и министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов, заявивший, что без России многие из программ «не будут иметь право на жизнь».
«Настоятельная позиция Белоруссии заключается в том, что Россия должна вовлекаться в проектную деятельность «Восточного партнерства». Сегодня российской стороне были изложены некоторые темы, по которым мы хотим работать вместе», – приводит его слова ИТАР-ТАСС.
Напомним, официально старт разработанной Польшей и Швецией программе «Восточное партнерство», направленной на то, чтобы ее участники «осознали свою принадлежность к Европе», был дан в прошлом году.
Первоначально подключить к новому проекту планировалось Армению, Азербайджан, Грузию, Молдову и Украину, однако затем не без скандала в программу включили и Белоруссию. По слухам, в обмен на ее отказ признать независимость Абхазии и Южной Осетии.
Москва первоначально отнеслась к затеянному европейскими странами проекту с настороженностью, восприняв его как конкурента своим интеграционным программам на постсоветском пространстве. В частности, как отмечали российские политики, после провала идеи затащить Украину и Грузию в НАТО «Восточное партнерство» для ряда европейских государств стало возможностью «обходным путем, как говорится, не мытьем, так катаньем включить все-таки в зону своего влияния бывшие республики СССР».
Впрочем, сами участники полностью отвергают эту мысль. «Мы прилагаем все усилия для того, чтобы не было конфликта между интеграционными процессами во всех частях Европы и положениями «Восточного партнерства», – заверил глава МИД Белоруссии.
Лавров, со своей стороны, заверил, что Москва Минск к Брюсселю больше не ревнует: «Россия выступает за то, чтобы развитие интеграционных процессов во всех частях Европы не противоречило друг другу, а было бы взаимодополняющим. Мы из этого исходим и уверены, что участие в проектах «Восточного партнерства» не будет наносить никакого ущерба и соперничать с активным участием Белоруссии в интеграционных процессах на пространстве СНГ».
Другой вопрос, что пока Россия не видит и пользы от затеянного Европой проекта. «Не вижу ничего сверхъестественного в этом «Восточном партнерстве». Откровенно говоря, и пользы особой от него не вижу. Но я не вижу ничего направленного непосредственно против нашей страны», – озвучил на днях свою позицию Дмитрий Медведев.
Что до партнерства, собственно, с Брюсселем, как известно, Россия предпочитает взаимодействовать с Евросоюзом в другом формате: через саммиты РФ – ЕС и базовый договор, новая версия которого сейчас находится в разработке.