Резко негативное восприятие российской операции «по принуждению Грузии к миру» со стороны Белого дома породило у экспертов несколько объяснений разной степени убедительности. Большинство из версий сводится к тому, что Вашингтон обеспокоен судьбой нефтяных поставок по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Однако имеется и предположение о том, что в этих «дипломатических войнах» может быть замешан иранский фактор. Косвенно это подтверждается объемами американских вооружений на грузинских складах.
Из Тбилиси на Тегеран
Американские технократы неоднократно указывали «ястребам» на то, что без России решить вопрос с ядерной программой Тегерана невозможно
Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин также склоняется к последней версии. В частности, не исключает, что США планировали использовать Грузию для вторжения в Иран. Поэтому держать ситуацию в регионе под контролем для Вашингтона принципиально важно.
Как заявил Рогозин в среду в Брюсселе, Грузия – идеальный плацдарм для вторжения в Иран. «Ценность Саакашвили состоит еще и в этом», - пояснил дипломат.
По его словам, Москве известно, что восстанавливаемая военная инфраструктура Грузии может быть использована для «логистической поддержки этого вторжения», и США ведут «реальные военные приготовления на территории Грузии». Что до Михаила Саакашвили, он «готов сделать свой народ виртуальным заложником новой военной авантюры».
Сообщения в СМИ о возможной военной операции США против Ирана регулярно появлялись последние полтора года, но прямых доказательств этому не было. Напротив, в последнее время говорилось о желании США возобновить с Тегераном дипломатический диалог. Данную идею активно лоббирует госсекретарь США Кондолиза Райс.
В данном вопросе стоит учитывать и фактор президентских выборов. У основных претендентов на Белый дом диаметрально противоположные взгляды на иранский вопрос. Республиканец Джон Маккейн верит в серьезность иранской угрозы и выступает против любых переговоров с режимом аятолл. Демократ Барак Обама, напротив, не исключает диалога с официальным Тегераном, что заметно нервирует Израиль. Еврейское лобби в США одно из самых мощных, и голоса этой группы избирателей могут серьезно повлиять на исход голосования. Поэтому Обама, в отличие от Маккейна, на иранскую тему старается не распространяться.
Как бы там ни было, после событий на Кавказе американские технократы неоднократно указывали «ястребам» на то, что без России эффективно решить проблему с ядерной программой Тегерана невозможно. В случае введения против Москвы экономических санкций, Россия могла бы пойти на демонстративное сближение с Ираном, что могло направить ядерную программу в непредсказуемую плоскость.
ЧФ ждет отмашки
Что касается нынешней ситуации на Кавказе, то здесь все зависит от обоюдных усилий. Европа ждет от России выполнения ранее достигнутых договоренностей по отводу войск с грузинской территории. Пока Москва данные договоренности аккуратно выполняет.
Однако Черноморский флот будет отведен от берегов Абхазии только после выхода из Черного моря американских кораблей. «Думаю, что наши корабли будут находиться у берегов Абхазии ровно столько, сколько потребуется для поддержания безопасности, - заметил Рогозин. - Американские корабли осуществляют функции разведки за российским флотом и представляют угрозу».
Так, России известно, что корабли США доставили в Грузию под видом гуманитарной помощи оборудование для восстановления ПВО республики, которая «уже фактически восстановлена на участке Турция-Грузия».
Кстати, в рамках «устранения непонимания» Россия требует от США предоставить ей данные своей космической разведки по конфликту в Южной Осетии. Об этом Рогозин напомнил в связи со слухами в мировой прессе о том, что Россия начала ввод войск в Южную Осетию до начала обстрела Цхинвала грузинскими войсками. «Мы настаиваем, чтобы американцы предъявили результаты своей космической разведки, - сказал он. - Это позволит расставить все точки над «i» в вопросе, кто развязал войну».