Россия продолжает настаивать на введении эмбарго на поставки оружия в Грузию. Новый проект резолюции, предусматривающий демилитаризацию Тбилиси, был внесен накануне в Совбез ООН.
Они настроены на военный лад, и это противоречит тем усилиям, которые предпринимает Европейский союз в регионе
Ожидается, что документ рассмотрят в середине октября в ходе международных переговоров по урегулированию кавказского конфликта.
«Думаю, что демилитаризация Грузии в соответствии с положениями нашего проекта резолюции по введению эмбарго на поставки оружия может быть очень полезным вопросом для дискуссии», – заявил накануне постпред России в ООН Виталий Чуркин.
Уже известно, что в повестку переговоров будут включены три темы: обеспечение безопасности и стабильности в регионе, возвращение беженцев и «практические пути постконфликтного урегулирования».
А посему вопрос о введении эмбарго, полагает постпред, вписывается в повестку как нельзя лучше. Он напомнил, что, в то время как Евросоюз взял на себя роль гаранта неприменения силы со стороны Грузии, ряд стран уже выделяют деньги для нового вооружения агрессора.
«Мы не видим признаков того, что нынешнее грузинское руководство сделало бы правильные выводы из произошедшего, и основные поставщики оружия Грузии в последние годы, похоже, тоже не сделали правильных выводов. Это мы видим из того, что они не критиковали и не осудили грузинское руководство за агрессию против Южной Осетии, они настроены на военный лад, и это противоречит тем усилиям, которые предпринимает Европейский союз в регионе», – цитирует слова Чуркина РИА «Новости».
В связи с этим странам ООН предлагается принять меры, которые воспрепятствуют передаче Грузии вооружения или любых денег на эти цели. Одновременно Совбезу ООН предлагается создать соответствующий комитет по мониторингу за осуществлением этого запрета.
А чтобы у ООН не осталось сомнений в том, что Грузия действительно является агрессором, на Совбез наконец-то пригласят представителей Абхазии и Южной Осетии.
Россия предлагает провести неформальную встречу с делегациями республик 7–8 октября. Однако сам Совбез пока не принял окончательного решения по формату и времени встречи.
«Российская Федерация подняла вопрос о встрече Совета Безопасности в специальном формате, чтобы заслушать представителей Абхазии и Южной Осетии. Этот вопрос все еще рассматривается, и Совбез вернется к нему вновь через некоторое время», – прокомментировал председательствующий в Совбезе ООН в этом месяце постпред Буркина-Фасо Мишель Кафандо.
По некоторым данным, проведению встречи воспротивились США, отказывающиеся дать делегатам от двух республик визы. Одновременно Вашингтон успел отвергнуть предложение России по введению эмбарго на вооружение Грузии.
Соединенные Штаты отвергли предложение России ввести международный запрет на поставки оружия Грузии.
Как заявил представитель миссии США при ООН Бен Чанг, предлагаемый Россией проект резолюции является «попыткой отвлечь внимание от обязательств Москвы по выводу войск с грузинской территории».
Любопытно, что тема кавказского конфликта была рассмотрена накануне в американском конгрессе, где открыто прозвучали первые признания американской неправоты.
В частности, зампред подкомитета по международным организациям палаты представителей конгресса США Дана Рорабакер, сославшись на данные американской разведки, подтвердил, что агрессия была начата именно Грузией.
Однако администрация Буша при этом утверждает, что до сих пор не располагает точной хронологией событий.
Как не совсем внятно растолковал конгрессменам заместитель госсекретаря США по странам Европы и Евразии Дэниэл Фрид, пока лишь известно, что 7 августа Тбилиси сообщил Вашингтону о том, что российская бронетехника вошла в Рокский туннель, чтобы, возможно, нанести удар по Грузии.
«Действительно, грузины считали, что они (русские) уже были в Рокском туннеле, когда они (грузины) приняли решение выступить против Цхинвала, и, насколько я понимаю, грузины считали, что говорят нам правду, но я, сидя здесь, не могу сказать, что я знаю из независимых источников, что это является правдой», – сообщил американский дипломат.