Итогом экстренного саммита Евросоюза, созванного в связи с ситуаций в Грузии, стало обнародование декларации с «единой позицией» стран «единой Европы». Как и предполагалось ранее, документ не предусматривает никаких санкций в отношении России, но приостанавливает переговоры по заключению стратегического соглашения между Москвой и Брюсселем.
Компромисс на компромиссе
Все страны Евросоюза имеют право свободно определять свою внешнюю политику и заключать союзы
Открывая пресс-конференцию по итогам многочасовых дискуссий, глава председательствующей в ЕС Франции Николя Саркози сразу подчеркнул необходимость диалога с Россией. «Мы недвусмысленно осуждаем непропорциональную реакцию русских, но мы в Европе осознаем необходимость диалога с нашими русскими соседями», - сказал президент Франции.
При этом Саркози строго расставил акценты: конфликт вокруг Грузии не является поводом для «игры мускулами между Россией и Западом», и потому ключ к его решению «не в руках НАТО». «Это не повод к большой войне, это не повод портить отношения, показывать мускулы. Санкции против санкций - кто из этой ситуации может выйти победителем?», - вопросил французский президент.
Что же касается Абхазии и Южной Осетии, Евросоюз выступает за определение их статуса на международных переговорах. «Что мы хотим? Чтобы международные переговоры прошли по вопросам, которые были обговорены еще в документах ООН», - пояснил Саркози, напомнив, что признанию независимости Косова «предшествовали десять лет переговоров».
Как бы там ни было, Европа примет активное участие в урегулировании кризиса вокруг Грузии. В частности, будет созвана «международная конференция по восстановлению Грузии».
Сам документ в итоге получился максимально компромиссным. Учтена позиция европейских «ястребов» - переговоры о базовом соглашении между Россией и ЕС приостановлены. Но – с формулировкой «голубей». После выполнения всех пунктов плана Медведева-Саркози переговоры могут возобновиться. При этом Брюссель надеется, что перерыва не произойдет вообще, и саммит Россия-ЕС в Ницце, который запланирован на 14 ноября, состоится.
Но, как позднее уточнил глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, «пока российские силы будут находиться за пределами их позиций, которые существовали на 8 августа, раунды переговоров между ЕС и РФ по партнерству проводиться не будут».
Речь в данном случае вновь идет о выполнении плана Медведева-Саркози. Фактически, России предоставляют выбор – либо сотрудничество с «единой Европой», либо военные базы в Абхазии и РЮО.
Однако имеется в тексте документа и одно принципиальное уточнение: «все страны Евросоюза имеют право свободно определять свою внешнюю политику и заключать союзы». То есть, если Россия выберет второй вариант, европейские столицы по отдельности все равно будут продолжать стратегическое сотрудничество с Москвой в рамках своих полномочий. Эти полномочия, к примеру, не подразумевают договоренностей по облегчению визового режима или сотрудничества по ряду аспектов безопасности. Но вот формы экономического взаимодействия с Россией страны Европы вольны выбирать на свое усмотрение (за рядом несущественных исключений).
Кроме того, Европа дает понять, что данный саммит по факту ничего не решил, а лишь дал старт дальнейшему обсуждению вопроса. В частности, Брюссель уже «поручил Совету Евросоюза и Еврокомиссии провести всестороннюю и глубокую оценку ситуации и всех аспектов отношений России и Евросоюза».
Но уже сейчас Евросоюз, как и предполагалось, «жестко осудил» признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии и призвал остальные страны не следовать примеру Москвы. «Это решение неприемлемо, мы призываем остальные страны не признать эту самопровозглашенную независимость и поручаем Еврокомиссии изучить практические последствия», - гласит документ, текст которого приводит ИТАР-ТАСС.
Что до событий в РЮО, Европа выразила озабоченность «отрытым военным конфликтом, который произошел в Грузии и стал следствием диспропорциональной реакции России». «Военные действия такого рода – это не решение, и это неприемлемо», - замечает Брюссель.
От себя Евросоюз принял решение помочь Тбилиси деньгами и создать пост специального представителя ЕС по грузинскому кризису. Кто именно будет назначен на создаваемый пост, неизвестно. Однако глава Еврокомиссии Баррозу и верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана уже выразили желание отправиться в Москву и Тбилиси. Они-то и будут решать, насколько успешно идет выполнение плана Медведева-Саркози. Кроме того, 8 сентября в Москву прибудет сам Саркози.
Говорится в декларации и о необходимости укрепления восточного направления политики Евросоюза. В этой связи главы государств и правительств Евросоюза призвали создать к марту 2009 года программу «Восточное партнерство ЕС», которое распространится, в первую очередь, на Украину, Молдавию и Грузию.
«Ястребы» и «голуби»
«Учитывая взаимозависимость Евросоюза и России, глобальные проблемы, стоящие перед нами, нет никакой желательной альтернативы сильным отношениям, основанным на сотрудничестве, доверии и диалоге, уважении верховенства закона, базовых принципов Хартии ООН и ОБСЕ. Мы призываем Россию присоединиться к нам в этом фундаментальном выборе во имя общих интересов, взаимопонимания и сотрудничества, Мы убеждены, что в собственных интересах России не изолировать себя от остальной Европы», - такими словами открывается окончательная «компромиссная» резолюция, завершившая недельную «борьбу за буквы».
В целом многочасовая дискуссия европейцев была посвящена именно выработке компромисса между двумя проектами резолюций. Так, подготовленный Францией и поддержанный Германией, Италией и Испанией проект документа представлял собой довольно сдержанный и взвешенный взгляд на ситуацию и почти не касался прямых решений в отношении России. «Старая» Европа предлагала перенести детальное изучение ситуации на будущее.
«Европейский союз пересмотрит отношения с Россией из-за вооруженного конфликта Москвы и Тбилиси и задумается над продолжением диалога в некоторых областях. Евросоюз будет сохранять бдительность», - приводит Reuters черновик французской резолюции.
Лидеры стран, поддерживающих данный проект, на протяжении всего дня объясняли прессе, что подобный взгляд на вещи «единственно верный». Заявления о необходимости сохранять диалог с Россией и несвоевременности санкций звучали постоянно.
Дальше всех в попытках переубедить оппонентов пошел премьер Италии Сильвио Берлускони, решивший крыть козырями. «Россия до сих пор является военной державой, страной с ядерным потенциалом, который может десять раз уничтожить все население планеты, страной, экономика которой демонстрирует ежегодный рост на 7-8%, страной с нефтью и газом, в которых нуждается Европа», - отметил Берлускони.
По ходу дискуссии «старой» Европе удалось перетянуть на свою сторону, в частности, Румынию, которая с первых дней конфликта придерживалась прогрузинской позиции. «Подобные санкции будут только способствовать дальнейшему усилению напряженности и «замораживанию» сложившейся ситуации. ЕС необходимо путем переговоров с Россией найти решения в регионе Черного моря», - заявил президент страны Траян Бэсеску.
В свою очередь Польша, страны Балтии и Великобритания продолжили добиваться ужесточения итоговой резолюции. Но если еще накануне дипломатические источники говорили о вполне конкретных экономических санкциях (например, об ограничении импорта некоторых сырьевых товаров из России и о рекомендациях европейским инвесторам воздержаться от контактов на российском рынке), то в день саммита стало очевидно: аппетиты сторонников жесткого курса в отношении Москвы поуменьшились.
Главной целью «антироссийского» блока стало ограничение дипломатического диалога Брюсселя и Москвы. Именно Великобритания призвала в качестве меры давления на Россию прекратить переговоры на предмет базового соглашения. «В свете последних действий России мы должны прекратить переговоры о продлении соглашения о стратегическом сотрудничестве», - сообщал журналистам представитель британского премьера Гордона Брауна.
Это предложение нашло поддержку и у главы Европарламента Ханса-Герта Поттеринга, который заявил, что Саакашвили совершил «серьезную ошибку», однако это «не оправдывает действий России».
Польша, между тем, выступила с инициативой поставить под сомнение необходимость проведения саммита ЕС-РФ в ноябре в Ницце. Помимо этого, Варшава потребовала от Евросоюза принятия принципиального решения о необходимости направления в Грузию международных миротворческих сил под эгидой ЕС.
Кроме того, Варшава считала необходимым начать переговоры о достижении соглашения об ассоциации ЕС и Грузии и ясно заявить о перспективах Тбилиси на вступление в Евросоюз. Речь в «польском пакете» также шла о специальном соглашении Брюсселя с Украиной, Грузией и Молдавией о создании новой специальной программы «Партнерство для Востока».
Решение, как известно теперь, вышло половинчатое. Переговоры приостановлены, но не вообще, а четким условием для их возобновления. Важность ноябрьского саммита с Россией не поставлена под сомнение, а, напротив, подчеркнута. «Партнерство для Востока» создано, но о приглашении в Европу речи не идет ни в случае с Грузией, ни в случае с Украиной. «Нам предстоит большая работа по укреплению связей с Украиной, но без возможного вступления», - уточнил Саркози. Грузия же, по его словам, в ЕС вообще не просилась.
Интересно, что, несмотря на фразу Саркози «Грузия не часть Европы» и отсутствие официального приглашения, в Брюссель все-таки прибыла грузинская делегация во главе с премьер-министром Лало Гургенидзе, главой МИД Экой Ткешелашвили и госминистром Темуром Якобашвили.
Однако Евросовет был непреклонен. «Грузинских официальных лиц на саммите не будет», заявил представитель Совета, и премьеру Грузии пришлось довольствоваться встречей с Хавьером Соланой «в рамках рядовых встреч в общем рабочем процессе ЕС».
Более того, Гургенидзе даже не пустили в резиденцию Совета ЕС. Пресс-служба Соланы сообщила, что «по соображениям безопасности встреча грузинского премьера и Хавьера Солана пройдет за пределами резиденции». По имеющейся информации, Солана и Гургенидзе встретились в одном из отелей Брюсселя.
Напомним, что сам Саакашвили объяснил свое неучастие в работе саммита не отсутствием приглашения, а боязнью того, что Россия «не пустит президента Грузии обратно в Грузию».