Непризнанная Республика Абхазия, которая ранее неоднократно грозилась открыть второй фронт, объявила войну Грузии. Как заявил абхазский лидер Сергей Багапш, его страна проводит вооруженную операцию в верхней части Кодорского ущелья.
Даже если будут единичные нападения на абхазские села, все равно преимущество останется на стороне абхазов и осетин
Сухуми неоднократно призывал Тбилиси вывести оттуда свои войска. Это было одним из условий для начала переговоров по урегулированию грузино-абхазского конфликта. А когда Грузия начала военную операцию против Южной Осетии, Сухуми предупредил, что отправит в зону конфликта свои военные подразделения.
Российские миротворцы рекомендовали Абхазии не переходить границу и не входить в Гальский район, чтобы избежать столкновений с грузинской армией. Однако, по последним сообщениям, в Южную Осетию направилось около тысячи абхазских добровольцев. Таким образом, Абхазия не только решилась помочь Цхинвали, но и, пользуясь случаем, хочет попытаться самостоятельно решить вопрос с Кодорским ущельем.
«Наша авиация сейчас проводит операцию в верхней части Кодорского ущелья Абхазии, контролируемого грузинской стороной», – заявил господин Багапш. Детали операции он не привел.
Ранее сообщалось об атаке восточной части Кодорского ущелья российскими военными самолетами. Информацию об этом передалоИА «Новости – Грузия» со ссылкой на абхазское правительство в изгнании. Однако Сергей Багапш заявил, что операцию проводит абхазская авиация, а не российская.
Между Южной Осетией и Абхазией существует договор о взаимопомощи. Если на одну из республик совершается агрессия, то другая спешит ей на выручку.
Конфликт вокруг Кодорского ущелья обострился два года назад, когда в восточной части ущелья Тбилиси провел операцию против находившегося там отряда «Охотник». После этого там появилось так называемое прогрузинское абхазское правительство в изгнании. Само ущелье было названо Верхней Абхазией. Туда вошли правоохранительные органы.
Призывы Сухуми вывести их оттуда парировались Тбилиси на том основании, что находятся там не военные, а сотрудники МВД, поэтому не нарушаются соглашения о недопустимости присутствия в Кодорском ущелье каких-либо войск.
Намерение Абхазии задействовать свои войска газете ВЗГЛЯД подтвердил глава Министерства иностранных дел непризнанной республики Сергей Шамба.
Несмотря на призывы к Абхазии не вмешиваться в конфликт, Шамба заявил, что ситуация в Южной Осетии настолько накалена, что оказать внешнюю поддержку осетинским селам просто необходимо. В Сухуми ждали до последнего, надеясь на экстренные заседания Совбеза ООН, но никакой резолюции по Южной Осетии принято не было. Зарубежные дипломаты лишь выражали беспокойство по поводу эскалации насилия, призывая враждующие стороны остановить кровопролитие и сесть за стол переговоров.
Шамба также выражал уверенность, что Грузия не откроет второй фронт, потому что «они и один фронт не могут осилить». «Так что, скорее, второй фронт откроем мы, и тогда им мало не покажется», – заявил министр. Его слова подтвердились в субботу.
Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок также уверен, что если Грузия ввяжется в войну на два фронта, то она «однозначно потерпит поражение».
«Даже если будут единичные нападения на абхазские села, все равно преимущество останется на стороне абхазов и осетин», – заявил господин Цыганок газете ВЗГЛЯД.
На действия Абхазии также повлияла обстановка вокруг ее границ. Ранее полпред президента Абхазии Руслан Кишмария с тревогой говорил об укреплении грузинских постов по всей линии границы в зоне грузино-абхазского конфликта.
По его словам, абхазские наблюдатели зафиксировали появление нескольких единиц БМП и БТР в населенных пунктах Ткая, Ганмухури и Шамгона Зугдидского района. А за городом Зугдиди Грузия рассредоточила шесть единиц установок залпового огня «Град». Все посты на линии границы с Грузией укреплены и живой силой грузинских военнослужащих.
Господин Кишмария отмечал, что нахождение в зоне безопасности военной техники нарушает соглашение о прекращении огня, подписанное в Москве в 1994 году.