Сербия подвела окончательные итоги досрочных парламентских выборов. Как и предполагалось, переголосование на трех избирательных участках расклада сил принципиально не изменило.
Коштуница предпочитает «утром деньги, вечером стулья» и намерен доказать Европе, что признание Косова – ошибка
Победа осталась за пропрезидентской коалицией «За европейскую Сербию – Борис Тадич», которой отдали предпочтение 38,4% населения страны. Сербская радикальная партия получила 29,45%, блок Воислава Коштуницы «Демократическая партия Сербии – Новая Сербия» – 11,61%, социалисты – 7,58%.
Впрочем, уже отпраздновавшие неожиданный триумф сторонники Тадича все-таки рискуют остаться не у дел. Для создания парламентского большинства и формирования собственного правительства пропрезидентскому блоку не хватает мандатов.
В свою очередь «Демократическая партия Сербии – Новая Сербия», радикалы и социалисты всю прошлую неделю пытались договориться между собой о создании собственной правительственной коалиции. Судя по всему, подписание соглашения уже не за горами.
Во всяком случае, как заявил накануне председатель «Новой Сербии» Велимир Илич, партия которого шла на выборах в блоке с демократами Коштуницы, окончательная договоренность достигнута. «Коалиционное соглашение практически готово», – заверил он.
Если планы формирующейся коалиции оправдаются, она сможет получить решающие 130 голосов в Скупщине. В таком случае парламентское большинство вновь предложит и утвердит в качестве премьер-министра страны Коштуницу. Должность спикера парламента предполагается отдать лидеру радикалов Томиславу Николичу, а председателю Соцпартии Ивице Дачичу – должность вице-премьера.
Ранее радикалы уже подтверждали свою готовность войти в коалицию, поставив, правда, ряд условий. В частности, предоставление им портфелей министра внутренних дел и главы ФСБ.
Однако Социалистическая партия колебалась до последнего. Еще накануне Дачич утверждал, что возглавляемая им политическая сила не участвовала в переговорах по формированию коалиции и никаких договоренностей с радикалами и блоком Коштуницы, соответственно, не достигла.
Как сообщали сербские СМИ, нерешительность социалистов могла быть связана и с тем, что с не менее заманчивым предложением к ним обратился и Тадич, якобы пообещав за поддержку несколько миллионов долларов.
Чтобы решить возникшую перед социалистами дилемму, Дачич даже съездил в Москву, где ему, впрочем, напомнили, что формирование правительства – внутреннее дело Сербии, в которое Россия вмешиваться не намерена (благо прекрасно находит взаимопонимание и с Тадичем, и с Коштуницей). Как бы там ни было, визит принес свои плоды: Дачич заявил журналистам, что не будет блокироваться с Тадичем.
Что до самого Тадича, он уже предупредил, что не позволит создать правительство, которое бы противопоставило Белград Брюсселю. Собственно, за сотрудничество с Европой и планомерное вступление Сербии в Евросоюз выступает и Коштуница. Однако демократов основательно поссорило Косово.
Коштуница предпочитает «утром деньги, вечером стулья» и не намерен проводить политику европейской интеграции ровно до тех пор, пока Европа не согласится с тем, что признание независимости Косова – ошибка.
Если же устойчивого большинства в Скупщине так и не появится, Сербии грозит новый политический кризис.
Впрочем, время для переговоров еще остается. Со дня официального оглашения итогов выборов у нового парламента есть 30 дней, чтобы собраться на первое заседание. Еще 90 дней Скупщине будет отпущено на формирование Кабинета министров.