Ни в этом, ни в первой трети следующего года Белоруссия вновь не сможет эффективно взаимодействовать со странами Евросоюза. Все это отражается на белорусской экономике, чье развитие не станет столь скорым, как это могло бы быть на самом деле.
Нам нечего бояться, мы пережили бешеный рост на энергоносители и не умрем от тех 20–30 млн долларов санкций, которые ввел Евросоюз
Причина – в решении Совета министров Евросоюза, который продлил до апреля 2009 года действие санкций в отношении президента Александра Лукашенко и ряда белорусских чиновников. Ограничения касаются въезда в Европу и замораживания счетов. Совет принял такое решение с учетом «ситуации в стране».
Впервые эти санкции появились в 2004 году, после того, как Брюссель не признал итоги выборов и референдум в Белоруссии в октябре того же года. Действие ограничительных мер всякий раз продлевалось за нарушение, по мнению ЕС, белорусскими властями международных стандартов проведения выборов и преследование оппозиции.
В апреле 2006 года Евросоюз закрыл свои границы для Александра Лукашенко и нескольких десятков белорусских чиновников. Еще через месяц объявил о замораживании всех их финансовых авуаров (вклады частных лиц и организаций в банках).
Несмотря на продление санкций, они, согласно постановлению, в любой момент могут их отменить. Основанием этому послужит освобождение всех без исключения политических заключенных в Белоруссии (среди них экс-кандидат в президенты Александр Козулин), а также проведение в соответствии со всеми международными стандартами парламентских выборов в сентябре.
Однако в ответ на решение ЕС о продлении срока действия черного списка пресс-секретарь Министерства иностранных дел Беларуси Андрей Попов назвал санкции несовместимыми «с цивилизованными межгосударственными отношениями».
«Наши европейские партнеры прекрасно знают о нашей принципиальной позиции в отношении использования санкций как таковых… Санкции, в данном случае односторонние, – это абсолютно контрпродуктивная практика», – цитирует Попова БелаПАН.
Не драматизирует ситуацию и лично Александр Лукашенко. Летом прошлого года, выступая по случаю Дня независимости, он призвал свой народ «не бояться лишения республики торговых преимуществ со стороны Евросоюза и США». «Нам нечего бояться, мы пережили бешеный рост на энергоносители и не умрем от тех 20–30 млн долларов санкций, которые ввел Евросоюз», – заявил господин Лукашенко.
Однако к европейским санкциям прибавились запреты со стороны Соединенных Штатов, что спровоцировало серьезный конфликт между Минском и Вашингтоном.
В конце прошлого года США заблокировали счета белорусского концерна «Белнефтехим» и его дочерних предприятий. В начале марта белорусские власти рекомендовали послу США покинуть страну для консультаций. Ранее Лукашенко пообещал «вышвырнуть» посла Карен Стюарт, которая «ходит по оппозиционным тусовкам и заявляет о возможности введения экономических санкций в отношении Беларуси».
МИД Белоруссии выступил с заявлением о сокращении своего дипломатического присутствия в США и настоял на соответствующем сокращении сотрудников американского посольства в Минске (до 17 человек). Администрация президента США в связи с этим выразила глубокое сожаление и заявила, что власти Белоруссии встали на «путь конфронтации и изоляции».
Санкции Европы и США, от которых пострадали и простые белорусы, заставили белорусского лидера попытаться выйти из тупика. Первым делом он решил начать с себя. В середине марта стало известно, что имиджем Батьки займется известнейший PR-специалист из Британии Тимоти Белл. Он помог экс-премьеру Маргарет Тэтчер трижды выиграть выборы. Накануне он прислал Лукашенко письмо со своими рекомендациями. Их содержание неизвестно.
После того как США и страны Евросоюза запретили белорусскому лидеру въезд на свою территорию, а отношения с Россией стали портиться из-за вопроса о тарифах на газ, Лукашенко стал налаживать связи и заключать соглашения о поставках энергоресурсов со странами, негативно воспринимаемыми на Западе, такими как Венесуэла и Иран.
Но, похоже, стране не хватает контактов с европейскими партнерами. Тем более сейчас к Белоруссии проявляют интерес инвесторы. Они взглянули на страну иначе после того, как в прошлом году рейтинговые агентства Standard & Poor's и Moody's впервые присвоили Белоруссии рейтинг. Лукашенко посылает сигналы, что контроль над экономикой со стороны государства будет ослаблен.