Министр иностранных дел Грузии Давид Бакрадзе после специального заседания Совета национальной безопасности заявил, что Россия делает «попытки аннексировать два региона Грузии». Так он расценил меры Москвы по поддержке непризнанных республик Абхазия и Южная Осетия.
Россия желает показать Западу, что двери НАТО для Грузии должны быть навсегда закрыты
За несколько часов до этого МИД России обнародовал решение президента по непризнанным республикам. Владимир Путин поручил правительству разработать меры оказания предметной помощи населению Абхазии и Южной Осетии. В подавляющем большинстве там проживают граждане России.
Правительству России поручено взаимодействовать с фактическими органами власти Абхазии и Южной Осетии. Также признается правосубъектность юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Абхазии и Южной Осетии.
«В случае установления особых отношений Россия нарушит все существующие международные нормы и признанный принцип территориальной целостности Грузии», – сказал Давид Бакрадзе.
В Тбилиси были готовы к подобным действиям России, но надеялись, что Москва всё же не будет столь жесткой. В Грузии понимали, что на признание косовской независимости Россия должна ответить так, чтобы к ней прислушались. В первую очередь – западные патроны Грузии.
На признание Абхазии и Южной Осетии Россия не пошла. Но сделала то, что сделала. Абхазия и Южная Осетия назвали шаг Москвы «историческим». Теперь для решения своих проблем граждане России в непризнанных государствах будут обращаться в соседние российские регионы уже официально. А вскоре Россия откроет в Абхазии и Южной Осетии представительства. Какого уровня – покажет время.
Посол России в Грузии Вячеслав Коваленко предложил Тбилиси не драматизировать ситуацию. Он заявил, что в решении России нет «абсолютно никакой конфронтации». «Мы заинтересованы развивать торгово-экономические связи в регионе для повышения благосостояния людей», – сказал Вячеслав Коваленко и призвал подумать о «создании некого общего экономического пространства в этом регионе».
Однако в Грузии думают о другом: как упредить полномасштабное отторжение Абхазии и Южной Осетии. По мнению экспертов, перспективы не являются радужными. И дело не только в категоричной ориентации абхазов и осетин на Россию. Немаловажен, например, фактор НАТО, куда стремится Грузия, а Абхазия и Южная Осетия – нет.
Как заявил эксперт по вопросам внешней политики Арчил Гегешидзе, Россия вынуждает Грузию на неадекватные действия, углубляя сотрудничество с непризнанными республиками Абхазией и Южной Осетией.
По словам политолога, тем самым Россия «перекрывает Грузии пути в НАТО». Он считает, что Москвой «выработан план действий, по которому в Грузии ситуация должна накалиться до предела, что должно сделать невозможным получение ею приглашения в НАТО на декабрьском министериале Североатлантического альянса».
Гегешидзе утверждает, что Россия будет делать всё для осложнения обстановки в Грузии.
«Москва пытается спровоцировать власти Грузии на неадекватные действия. Этим Россия желает показать Западу, что двери НАТО для Грузии должны быть навсегда закрыты», – отметил он и предложил властям Грузии ответить «продуманно и взвешенно».
А другой политолог, Леван Цуцкиридзе, считает, что Грузия «должна быть готова и к еще худшим сценариям со стороны России».
Сохранит ли Грузия взвешенность? Смирится ли с тем, что Россия «оттягивает» Абхазию и Южную Осетию? А ведь следующий всплеск напряженности не за горами: 25 апреля вопрос об отношениях с Абхазией и Южной Осетией рассмотрит Совет Федерации РФ.
«Оттягивание» очень невыгодно властям Грузии еще и в преддверии выборов в парламент 21 мая. Есть риск того, что для восстановления имиджа в глазах собственного электората президент Михаил Саакашвили пойдет на силовое решение вопроса восстановления территориальной целостности.