Североатлантический альянс передумал рассматривать на апрельском саммите в Бухаресте заявки Грузии и Украины. Как в среду заявил спецпредставитель генерального секретаря НАТО Роберт Симмонс, на саммите не будет подниматься вопрос о присоединение претендентов к Плану действий по членству в Альянсе.
Надеяться на то, что расширение Альянса станет свершившимся фактом, в ближайшее десятилетие не стоит
«Среди самих государств НАТО консенсуса по данному вопросу нет, и, соответственно, этот вопрос в Бухаресте поставлен не будет», – заявил он.
Суть противоречий уже давно ни для кого не является секретом. Главным лоббистом присоединения Украины и Грузии к НАТО выступает США. В частности, в феврале американский сенат утвердил резолюцию о поддержке скорейшего включения в Альянс двух бывших советских государств.
«Сенат считает, что США должны проявить лидерство в оказании поддержки тому, чтобы Грузия и Украина как можно быстрее присоединились к Плану действий по членству в НАТО», – говорилось в документе. Однако Европа встретила желание США без всякого энтузиазма.
Примечательно, что отказ НАТО поставить в повестку дня тему о членстве Украины и Грузии был вынесен заочно. По существу, вопрос внутри Альянса до сих пор еще не рассматривался, а первое обсуждение запросов кандидатов намечено только на завтра.
«Речь пойдет о том, как министры видят это и какой ответ они намерены дать», – анонсировал повестку запланированной на четверг встречи глав МИДов 26 натовских государств официальный представитель альянса Джеймс Аппатурай.
Впрочем, можно предположить, что решение вопроса о расширении блока тормозится в первую очередь внутренними проблемами претендентов. В частности, Абхазия и Южная Осетию, формально являющиеся частью Грузии, заявили, что если Тбилиси намерен вступить в НАТО, то делать ему это придется без них. Однако Альянс вряд ли устроит тот факт, что государство будет входить в него лишь частями.
В свою очередь, Брюссель предлагает Грузии побыстрей решить проблему со своими непокорными территориями, причем исключительно самостоятельно и исключительно мирным путем.
«Мы рассчитываем, что Грузия сможет мирным путем, путем переговоров, в том числе и с Россией, решить замороженные конфликты с Южной Осетией и Абхазией», – заявил Симмонс, одновременно полностью отвергнув возможность ввода на проблемные территории военного контингента НАТО.
Не лучше обстоят дела и на Украине. Последствия трех автографов, поставленных еще в январе президентом Виктором Ющенко, премьер-министром Юлией Тимошенко и председателем Верховной рады Арсением Яценюком под соответствующим прошением в Брюссель, аукнулись для Украины очередным политическим кризисом.
Работа Верховной рады, никак не могущей прийти к согласию по вопрос вступления государства в НАТО и стоящей на грани очередного роспуска, остается замороженной уже почти месяц.
Оппозиция в лице Партии регионов и Компартии требует проголосовать за постановление о необходимости провести референдум по вопросу вхождения в НАТО, отказываясь в противном случае возвращаться к своей парламентской работе.
Правительственная коалиция предлагает иные варианты постановлений с более мягкими формулировками, и договориться сторонам никак не удается.
Как полагают эксперты, в связи со сложившейся обстановкой и внутри самого НАТО, и внутри стран-претендентов надеяться на то, что расширение Альянса станет свершившимся фактом, в ближайшее десятилетие не стоит. Причем это отлично понимают и внутри Грузии и Украины.
«Как минимум в ближайшие 10–15 лет мы не вступим в НАТО, да и открытие плана присоединения вовсе не значит скорейшего вступления. За исключением США, другие влиятельные страны не желают осложнений с Россией, которое вызовет вступление Грузии в НАТО», – заявил накануне известный грузинский политолог Рамаз Климиашвили.