В диалоге Москвы с Вашингтоном насчет возможного появления элементов американской системы противоракетной обороны (ПРО) в Восточной Европе снова возникли проблемы.
В этом стратегическом плане есть разделы по вопросам безопасности, которые идут дальше, чем ПРО
Чуть больше недели назад этот вопрос обсуждали в России главы внешнеполитических ведомств обеих стран. В переговорах также участвовал президент России Владимир Путин и избранный глава государства Дмитрий Медведев, которые встречались с шефом Пентагона Робертом Гейтсом и госсекретарем США Кондолизой Райс.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров после завершения переговоров сообщил, что США «готовы предложить целую серию мер укрепления доверия, с тем чтобы можно было убедиться: эта система не работает против России».
По словам министра, Россия сможет контролировать американскую радиолокационную станцию в Чехии и базу противоракет в Польше. По некоторой информации, американцы согласились не загружать противоракеты в шахты до тех пор, пока не возникнет реальной угрозы со стороны стран-изгоев, прежде всего Ирана, который, по мнению Вашингтона, без предупреждения захочет ударить по европейским союзникам США.
Что касается РЛС под Прагой, которую разместят на военном полигоне Брды, то Москва хочет, чтобы эта система работала в определенных направлениях и не просматривала территорию России. Как этого добиться с технической точки зрения, пока не совсем ясно.
В России высказывались предположения, что это затруднительно, так как конструкция американских радаров в корне отличается от российских. Речи о «бетонировании» американской системы в одном положении и быть не может.
Тем не менее после московских переговоров в формате «2 плюс 2» с российской стороны прозвучало оптимистичное заявление.
Чтобы развивать непростой диалог, в дело вступили американские и российские эксперты, которые встретились в Вашингтоне. В четверг завершились двухдневные консультации, но стороны так и не продвинулись в выработке стратегического плана будущих взаимоотношений двух стран по вопросу ПРО.
По словам заместителя госсекретаря США по политическим вопросам Дэниела Фрида, «работу придется продолжить». «По противоракетной обороне имеются разногласия», – констатировал дипломат.
По словам американского дипломата, эксперты продвинулись в ряде областей, в том числе по стратегическому плану, который стороны рассчитывают подготовить к предстоящей встрече президентов России и США в Сочи.
«В этом стратегическом плане есть разделы по вопросам безопасности, которые идут дальше, чем ПРО, есть обширный раздел по нераспространению, и мы в этом добились большого продвижения», – сообщил господин Фрид.
Группу российских экспертов на этих консультациях возглавлял замминистра иностранных дел России Сергей Кисляк, а группу американских – Дэниел Фрид и исполняющий обязанности замгоссекретаря США по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности Джон Руд.
В среду на брифинге в Белом доме, посвященном предстоящей поездке Буша на саммит НАТО в Бухаресте, советник президента США по национальной безопасности Стивен Хэдли сообщил, что президент США принял приглашение Владимира Путина встретиться в Сочи.
Эта встреча, по словам Хэдли, позволит «выработать платформу» для будущих отношений между США и Россией, которую Буш и Путин смогут передать своим преемникам на президентских постах.
«Это возможность для двух лидеров встретиться, оценить достигнутый прогресс и посмотреть, сможем ли мы выйти вместе на рамочный (стратегический) план, который консолидирует области, в которых мы сотрудничаем вместе, и, возможно, решить ряд остающихся проблем, таких как противоракетная оборона, и создать основу для взаимоотношений между двумя странами», – сказал Хэдли.
Но так как эксперты не смогли договориться, то кому-то из президентов придется взять инициативу в свои руки. Прошлые разы это делал Владимир Путин. Именно он предложил Бушу вместо постройки третьего позиционного района ПРО в Восточной Европе пользоваться информацией с российских РЛС, у которых Иран как на ладони. Однако американцы не отказались от ПРО вблизи российских границ, что еще раз подтвердило опасения Москвы об угрозе ПРО в Восточной Европе национальной безопасности России.