Во вторник на Охотном Ряду по инициативе думского Комитета по делам женщин, семьи и детей депутаты и эксперты обсуждали демографический вопрос. Начали, как водится, с приятного. В прошлом году в России родилось на 145 тыс. новых граждан больше, чем в 2006 году. При этом на треть увеличилась доля вторых и третьих детей в семьях. А естественная убыль населения снизилась вдвое.
В регионах не очень-то жаждут видеть новичков, которым надо подобрать жилье, работу и обеспечить зарплатой
На этом хорошие новости закончились. В целом, как рассказала замдиректора Департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы Минздравсоцразвития Ольга Самарина, людей на просторах нашей родины становится все меньше и меньше. И особенно заметно редеет стан трудоспособных граждан, то есть россиян среднего возраста.
Между тем демографические госустановки гласят, что к 2015 году должна произойти «стабилизация населения» на уровне 142–143 млн человек. Более того, доживать все эти люди должны до 75 лет. Дабы добиться поставленной цели, надо сократить уровень смертности в 1,8 раза и повысить уровень рождаемости в 1,5 раза.
Самарина подчеркнула, что в каждом отечественном регионе есть своя «полость», которая особенно мешает решению демографических проблем в данном субъекте. Однако существуют и общие болевые точки. Так, для того, чтобы снизить смертность среди соотечественников, необходимо в первую очередь позаботиться об их здоровье. Здесь, по мнению экспертов, можно пользоваться универсальными рецептами.
Начать специалисты предлагают практически с невыполнимого: «серьезной модернизации и преобразования медицины в целом». Уточняя, аналитики говорят, что в первую очередь надо добиться того, чтобы каждый россиянин, живущий в любом уголке страны, «имел доступ к необходимой врачебной помощи». А все «медицинские манипуляции», которым подвергаются заболевшие соотечественники, были бы гарантированно безопасными.
Также ученые настаивают на «снижении производственного травматизма». А на вредных производствах предлагают заменять людей автоматами. При этом сотрудникам всех предприятий эксперты настоятельно советуют раз в год отлучаться от станка для диспансеризации.
Учитывая, что за 365 дней на дорогах в нашей стране гибнет население небольшого города, аналитики требуют наладить систему оказания действительно скорой помощи пострадавшим в ДТП.
Кроме того, нашей стране надо стремиться к снижению уровня младенческой смерти. По словам Самариной, если в Европе гибнет только шестеро из тысячи новорожденных, то в некоторых российских регионах не могут или не успевают спасти более 20 из тысячи едва появившихся на свет младенцев.
Выяснив, как надо бороться за понижение уровня смертности, эксперты высказали свои мнения и относительно способов увеличения рождаемости. По мнению замдиректора департамента, молодые соотечественники начнут часто и с удовольствием примерять на себя роль родителей только в одном случае: если будут обеспечены такие условия, при которых рождение ребенка никак не отразится на уровне и образе жизни их семьи.
При этом пока на федеральном уровне стимулируется рождение лишь второго ребенка. Однако во многих регионах происходит стремительное старение населения и сокращение количества женщин репродуктивного возраста. И поэтому, говорит Самарина, россиян надо настраивать на рождение минимум трех детей.
Как это делать? За формулировкой про «уровень и образ жизни» стоят вполне конкретные проблемы. В первую очередь – жилищная. Сегодня федеральные законодатели призвали своих региональных коллег еще раз задуматься над вопросом, какую жилплощадь они могут предложить молодым семьям, особенно с детьми.
Возводя жилье, нельзя забывать и об инфраструктуре, в первую очередь о яслях, детских садах и школах. Ведь вторым условием превращения юных соотечественников в счастливых родителей значится создание условий «для совмещения рождения детей и трудовой деятельности». Если детских садов будет много, и отдавать туда детей станет не страшно, родители вполне смогут реализовывать себя и в семье, и в карьере.
Ну и наконец, по мнению экспертов, все российские семьи и дети должны знать, что в «трудной жизненной ситуации» они получат «безотлагательную помощь». Для этого надо создавать специальные кризисные центры и распространять информацию о них среди максимально широкой аудитории.
Параллельно борьбе за жизнь и здоровье наших граждан существует третий путь решения демографической проблемы: иммиграция. Как рассказал первый замдиректора Федеральной миграционной службы Владимир Каланда, в прошлом году российское гражданство получили 368 тыс. иностранцев. В большинстве своем это этнические россияне, с высшим или средним специальным образованием, семейные, с детьми.
Но, хотя российское гражданство и «является достаточно привлекательным», запас иностранцев, жаждущих заполучить красную книжицу (особенно этнических русских), не безграничен. Можно, конечно, открыть границы для всех. Но, напомнил Каланда, опыт Франции и Португалии показывает, что ничем хорошим такие иммиграционные эксперименты не заканчиваются. Причем не только в части воспроизводства населения, но даже в части воспроизводства трудовых ресурсов.
В частности, во Франции большая часть мигрантов либо не может, либо не хочет работать. И поэтому, считает Каланда, надо изыскивать иные способы увеличения населения. Одной из самых перспективных считается идея переселения соотечественников из-за рубежа. Однако пока уже принятая программа буксует.
Так, из 42 тыс. человек, которые обратились в российские посольства за разъяснениями по поводу «переселенческой» программы, анкеты заполнили 6,5 тыс. соотечественников, а переехали в нашу страну лишь 2 тысячи.
Во многом инертность соотечественников объясняется апатичностью регионов. Казалось бы, регионы должны не на жизнь, а на смерть бороться за каждого иммигранта. Например, в Амурской области, по словам Каланды, через два поколения вообще не останется русских, если в ближайшее время не изменится демографическая ситуация.
Однако в регионах не очень-то жаждут видеть новичков, которым надо подобрать жилье, работу и обеспечить зарплатой. Поэтому, хотя изначально задумывалось, что участниками программы переселения станут ¾ регионов, реально подписались на проект 12 областей.
Да и те, по словам Владимира Каланды, «не используют возможности, заложенные в федеральной программе», а ждут объемных денежных вливаний из Москвы, которые позволят не только устроить переселенцев, но и решить часть местных проблем.
Высказанные экспертами мнения легли в основу рекомендаций, которые были приняты по итогам сегодняшних парламентских слушаний. В ближайшее время этот документ рассмотрит на своем заседании думский Комитет по делам женщин, семьи и детей. А затем его разошлют в региональные заксобрания, чтобы местные депутаты точно знали, в каком направлении им надо работать.