Накануне вечером министр иностранных дел России Сергей Лавров прибыл в Женеву для участия в ежегодной Конференции ООН по разоружению. Вылет накануне был обусловлен тем, что на вторник была запланирована презентация российско-китайского проекта нового международного договора, направленного на предотвращение размещения вооружений в открытом космосе.
Звёздные войны
Что касается элементов ПРО в Европе, Лавров предупредил, что РФ располагает незатратными техвозможностями для адекватного ответа
Уже сейчас очевидно, что легкой судьбы у этого проекта не будет. Инициативу Москвы и Пекина Вашингтон принял в штыки уже с порога, поскольку Белый дом уже давно протежирует проект развертывания в космическом пространстве неких «потенциалов», которые обеспечат США свободу действий в космосе. Соответствующие статьи имеются и в бюджете Пентагона.
Говоря о российско-китайском проекте, заместитель помощника госсекретаря США Дональд Мали заявлял, в частности, что «США не видят в этом новом предложении ничего, что изменило бы нашу текущую позицию».
Пикантность ситуации в том, что, увеличивая финансирование программы новых «звездный войн», Пентагон традиционно кивает на Пекин и китайский практикум в этой области (в качестве примера приводится инцидент, когда в начале 2007 года Поднебесная уничтожила свой собственный спутник с помощью ракеты «земля–воздух»). Доводы следующие: американским орбитальным объектам необходима защита от противоспутникового оружия китайского производства.
Сейчас Россия и Китай призывают блокировать размещение в космосе любого оружия и наложить запрет на применение силы в отношении космических объектов. Этих мер, по мнению Москвы и Пекина, вполне достаточно для предотвращения космической гонки вооружений, которая может принять характер «цепной реакции».
Презентуя проект договора, Сергей Лавров отметил, в частности, что современное международное космическое право «не запрещает размещения в космическом пространстве оружия, не являющегося оружием массового уничтожения».
«Между тем, такое оружие, размещенное в космосе, имело бы глобальную зону действия, высокую готовность к применению, возможность скрытого воздействия на космические и наземные объекты и их выведение из строя, – цитирует министра РИА «Новости». – Такое оружие, в отличие от оружия массового уничтожения, стало бы не инструментом сдерживания, а оружием массового применения, генерировало бы подозрительность в отношениях между государствами, нарушало климат взаимного доверия и сотрудничества в освоении космоса».
Лавров подчеркнул, что позиция Вашингтона Москве известна, но своих американских коллег Россия все-таки постарается переубедить. «Мы знаем, что в США есть сомнения по этому поводу, и надеемся, что эти сомнения развеются в ходе работы над текстом. Мы будем прислушиваться ко всем пожеланиям и комментариям», – пообещал министр
«Именно здесь, на конференции по разоружению в Женеве, были распространены возможные элементы будущей договоренности, и тот текст, который мы сегодня в качестве официального документа внесли вместе с китайскими коллегами, во многом отражает мнение и комментарии стран-участниц конференции по разоружению», – уточнил Лавров, отметив, что подавляющее число государств поддерживают идею такого договора.
«Нельзя допустить, чтобы в космосе появилось какое-либо оружие», – резюмировал глава российского внешнеполитического ведомства.
Подрыв основ
Космосом Лавров не ограничился. Трибуну форума он решил использовать также для того, чтобы напомнить позицию России по двум «горячим» международным темам – Косово и размещению элементов американской системы ПРО в Восточной Европе.
Так, намерение ряда стран признать одностороннюю независимость Косово Лавров назвал «безответственным» и «подрывающим основы международного права».
«Речь идет о подрыве всех тех принципов, которые с огромным трудом, ценой боли, жертв, кровопролития Европа выработала и положила в основу своего существования», – отрезал Лавров и признался, что искренне не может понять тех доводов о независимости Косово, которыми руководствуются в Вашингтоне и Брюсселе.
Что касается противоракет в Польше и радара в Чехии, Лавров предупредил, что РФ располагает незатратными техвозможностями для адекватного ответа.
При этом российским министр подтвердил, что российская позиция по-прежнему в силе: «у Ирана, который называется источником угроз, нет и в длительной перспективе не может появиться ракет такой дальности, от которых надо защищаться».
Лавров уточнил, что даже если у Ирана есть планы по созданию подобных ракет, то их невозможно создать быстрее, чем за 10 лет. Зато радар, установленный в Чехии, будет «просвечивать» территорию России вплоть до Урала.
«Когда нам говорят, что он не направлен против России, мы вынуждены руководствоваться фактами», – добавил Лавров.
Таким образом, испытание Ираном космической ракеты-носителя на позицию Смоленской площади не повлияло. Москва выразила озабоченность этим фактом, в Тегеране Москву, судя по всему, услышали и «зарываться» не стали. Речь по-прежнему идет лишь о противостоянии Кремль – Белый дом.
«Когда нам говорят, что третий позиционный район ПРО США не направлен против России, мы вынуждены руководствоваться не намерениями, а фактами, реальными потенциалами. Создается потенциал, который военные планировщики просто обязаны принимать в расчет. Смею вас заверить, что мы не будем такими же многомиллиардными затратами реагировать. Есть технические возможности отреагировать адекватно и без затрат, которые будут непосильны для российской экономики. Но лучше, конечно, всего этого избежать», – уточнил Лавров.
Как бы там ни было, Россия планирует «сохранить стабильность и предсказуемость в стратегических отношениях с США», благо это входит в интересы обоюдной безопасности двух стран.