Грузинские СМИ распространили сведения о том, что в отставку подал постпред Грузии в ООН Ираклий Аласания. Сообщение основывается на данных из «осведомленных источников».
Со сменой главы МИД все замы и послы должны уйти в отставку, а потом их «переназначают
В нем говорится, что решение об отставке было принято давно, однако дипломат ждал завершения брюссельского саммита НАТО, на котором министры иностранных дел блока постановили не предоставлять Грузии и Украине План действий по членству в альянсе. МИД Грузии эти сообщения официально пока не подтверждает.
А вот об отставке министров обороны и иностранных дел Давида Кезерашвили и Екатерины Ткешелашвили новый премьер-министр Грузии Григол Мгалоблишвили объявил лично. Их места займут замминистра обороны Бату Кутелия и министр культуры, спорта и охраны памятников Григол Вашадзе (на этот пост уже назначен посол Грузии в России в 2000-2004 годах Зураб Абашидзе).
Последний до недавнего времени был замом в МИД и курировал отношения с Россией. Вашадзе работал еще во внешнеполитическом ведомстве СССР, многие годы жил в РФ и вернулся в Грузию только 2005 году.
Вашадзе уже назвал условия восстановления отношений с Россией, впрочем, невыполнимые. В прямом эфире телекомпании «Рустави-2» он сказал, что это уважение «независимости, суверенитета и территориальной целостности Грузии» (то есть, по факту, отзыв признания Абхазии и Южной Осетии).
При этом, по словам нового министра, внешнеполитический вектор Грузии не изменится. «Это интеграция в Североатлантический альянс, возвращение в европейскую семью», - отрезал Вашадзе, отметив, что при соблюдении Россией названных условий «Грузия готова к цивилизованным отношениям».
Наконец, президент Грузии Михаил Саакашвили освободил Александра Ломая от должности секретаря Совета безопасности. Сообщается, что он перейдет на дипломатическую работу.
Очень возможно, что отставка всех троих политиков связана с войной в Южной Осетии. Точнее, с её последствиями, крайне неприятными для Михаила Саакашвили. Абхазия и Южная Осетия потеряны навсегда. А мировое сообщество заметно сомневается и в грузинской версии событий, и в демократичности установившегося в Грузии режима в принципе.
Что до Аласании, его отставка прогнозировалось давно. Очень уж «голубь» Аласания, известный миролюбивыми взглядами на урегулирование конфликтов, не совпадал с «ястребами» грузинского правительства, которые переориентировались на военное решение проблем Абхазии и Южной Осетии.
Экс-руководитель пограничной полиции МВД Грузии Бадри Бицадзе, также подавший в отставку не так давно, в пятницу заявил, что войну в Южной Осетии начала Грузия. «Да, войну начала Грузия, − сказал он газете «Версия». – Действия России были неоправданными, но правда одна: войну начали мы».
Еще в бытность госминистром по урегулированию конфликтов Аласания наведывался в Абхазию, где ему доверяли больше других грузинских политиков. Вырабатывался план мирного решения проблемы.
В Абхазии его уважают и по сей день. Дошло до того, что на днях журналисты спросили главу МИД республики, смогут ли грузины и абхазы вести диалог о взаимоотношениях, если Аласания станет президентом Грузии.
Сергей Шамба ответил уклончиво: «Пока рано говорить об этом». В любом случае, с Саакашвили Абхазия и Южная Осетия говорить точно не хотят. Кроме того, глава МИД Абхазии уточнил: «С Аласанией мы вели довольно конструктивные переговоры. Во время его последнего визита в Абхазию в мае 2008 года был согласован документ об отказе от применения силы и международных гарантиях безопасности. Принятие подобного документа было бы сегодня очень полезно, в первую очередь, для самой Грузии».
По мнению Шамба, если бы грузинское руководство согласилось подписать это соглашение, то «избежало бы многих бед, которые свалились на Грузию в августе 2008 года».
К слову, осенью, после отставки премьер-министра Владимира Гургенидзе, появились сведения о том, что правительство возглавит именно Аласания. Но Саакашвили этого в итоге не пожелал. Или, как писали СМИ Грузии, Аласания отказался сам, так как не имел бы реальной власти над силовиками.
Президент же понимал, что «рейтинговый» политик, получив премьерскую должность, мог бы рассчитывать в будущем и на высший пост. Тем более что американцы откровенно симпатизировали постпреду Грузии в ООН.
На днях в Тбилиси стали говорить о том, что идущие к объединению в альянс влиятельные партии – Республиканская и «Новые правые» − могут стать политической базой для Аласании, если тот решит уйти в оппозицию.
С другой стороны, в пятницу в интервью тбилисской газете «Версия» первый зампред парламентского комитета по обороне и национальной безопасности Ника Руруа говорил, что Аласания «хорошо работает на своем посту» и «вовсе не ожидается», что постпред станет оппонентом Михаила Саакашвили
Если подтвердится отставка Аласании, то ее следует рассматривать в общем контексте происходящих в Грузии процессов. Команда Саакашвили теряет видных игроков. Экс-спикер Нино Бурджанадзе создала оппозиционное «Демократическое движение «Единая Грузия» и резко критикует бывших партнеров. О создании оппозиционного движения «Для справедливой Грузии» объявил бывший премьер-министр Зураб Ногаидели. Оппонирует с властями последний посол в России Эроси Кицмаришвили, заявивший, что войну в августе можно было предотвратить.
По данным грузинских СМИ, вечером Саакашвили выступит со специальным заявлением. Коснется ли он темы возможной отставки Аласании, неизвестно. Впрочем, у Вашадзе насчет постпреда уже поинтересовались. И он заявил, что со сменой главы МИД все замы и послы должны уйти в отставку, а потом их «переназначают».
Однако Аласания, по сообщениям источников, писал свое заявление именно накануне. И на имя Эки Ткешелашвили.
С ним уже связалась по телефону оппозиционная телекомпания «Кавкасия», и Аласания сказал, что на днях приедет в Тбилиси и сделает обо всем подробные заявления, в том числе о мотивах отставки и о своих дальнейших планах.