В Брюсселе завершился двухдневный саммит НАТО на уровне глав внешнеполитических ведомств. Повестка дня по реперным точкам была такова: операция в Афганистане, атлантические перспективы Грузии и Украины и будущее отношений с Россией.
Выяснилось, что Схеффер «не согласен с взглядами Грузии на некоторые аспекты последствий войны в Закавказье
Контакты НАТО с Москвой по большинству направлений сотрудничества были прерваны после августовских событий в Закавказье, однако, как признавали многие наблюдатели, заморозка работы Совета Россия – НАТО в нынешних условиях не играла на руку ни одной из сторон. Причем в более невыгодном положении оказывался как раз Североатлантический альянс.
Как бы там ни было, Россия к перемирию была готова и послала альянсу четкий сигнал, делегировав в Брюссель своего военного представителя, который был отозван по причине размолвки еще осенью.
Генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер накануне не исключил, что в скором времени представители НАТО и России могут провести неформальную встречу. Постпред РФ Дмитрий Рогозин со своей стороны предположил, что состояться она может уже в нынешнем декабре.
Что до тезисов Североатлантического альянса, так сказать, прелюдии к данной встрече, в принятом по итогам саммита заявлении содержится призыв к России воздержаться от конфронтационных заявлений «в отношении сфер влияния, а также от угроз безопасности союзников (по НАТО) и партнеров (альянса)». Речь, в частности, идет о возможном размещении в Калининградской области ракет меньшей дальности.
Президент России Дмитрий Медведев месяц назад в послании Федеральному собранию предупредил, что в случае появления в Восточной Европе третьего позиционного района противоракетной обороны (ПРО) США, которую Москва считает угрозой для национальной безопасности, Кремль ответит размещением в Калининградской области ракетных тактических комплексов «Искандер». Другой мерой стало решение президента отказаться от расформирования базы ракетных войск стратегического назначения в Калужской области.
США и многие европейские лидеры уже не раз просили Москву не размещать «Искандеры». И Медведев еще раз пояснил, что Россия изначально не хотела идти на такие меры, но они будут вынужденными, если США все-таки создадут третий позиционный район ПРО в Восточной Европе.
Сейчас решение остается за Вашингтоном. Представитель Барака Обамы ранее заявлял, что будущий глава Белого дома поддержит программу ПРО лишь в том случае, если эта система докажет свою работоспособность. Пока же у него такой уверенности нет.
В итоговом заявлении НАТО также содержится призыв к России возобновить участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). В декабре прошлого года Москва ввела односторонний мораторий на исполнение ДОВСЕ в связи с тем, что партнеры по договору не выполнили взятые на себя обязательства и отказывались ратифицировать адаптированное соглашение. Второй причиной, опять же, стали планы США по развертыванию системы ПРО.
«Мы призываем Россию незамедлительно возобновить его (ДОВСЕ) выполнение», – говорится в заявлении. В нем отмечается, что ситуация, когда страны НАТО выполняют ДОВСЕ, а Россия – нет, «не может продолжаться бесконечно».
«Мы призываем Россию совместно начать работу с нами и другими государственными сторонами, имеющими отношение к ДОВСЕ, для достижения соглашения на базе пакета параллельных действий, чтобы совместно мы сохранили преимущества этого основополагающего режима», – цитирует РИА «Новости» текст заявления альянса.
Первый вице-спикер Академии геополитических проблем Константин Сивков отмечает, что на продемонстрированные Россией «элементы доброжелательности» альянс тут же выставил свои условия, полагая, «что Москве невозможно прожить без НАТО».
«Мы можем прожить без НАТО и без Совета Россия – НАТО. А НАТО проживет или нет в том же Афганистане, как оно будет разбираться с другими странами, в первую очередь с Ираном, – этого никто не знает», – сказал Константин Сивков газете ВЗГЛЯД.
В этой связи тезисы из последнего заявления НАТО эксперт считает «демаршем».
Но, несмотря на приведенные выше требования альянса, есть основания полагать, что НАТО в чем-то разделяет позиции Москвы. Яап де Хооп Схеффер после встречи с грузинской делегацией заявил, что вывод российских войск из Абхазии и Южной Осетии «не является условием возобновления диалога Россия – НАТО». И отметил, что не согласен с взглядами Грузии на некоторые аспекты последствий войны в Закавказье.
«Ситуация в Южной Осетии и Абхазии должна обсуждаться на переговорах в Женеве. Это не вопрос НАТО, хотя для нас очень важно соблюдение всех пунктов мирного плана Медведева – Саркози», – заявил господин Схеффер. Более того, «блок не станет выдвигать условия для возобновления сотрудничества с Россией».
«Мы не будем обставлять условиями возобновление сотрудничества с Россией», – сказал он по завершении заседании комиссии Грузия – НАТО.
По словам генсека, главы МИД государств альянса поручили ему провести политические консультации на неформальном уровне с российской стороной с целью дать оценку, может ли работа СРН быть официально возобновлена. «Первоочередным условием (диалога с Россией) является то, чтобы русские сказали «да». И в этом плане уже есть позитивные индикаторы», – отрезал генсек НАТО
Закончил же на том, что вступление Грузии и Украины в НАТО – очень далекая перспектива, «это даже не вопрос завтрашнего дня».