Сегодня на вопрос, нужна «Единой России» исправленная и дополненная программа или нет, пытались ответить представители трех внутрипартийных клубов.
Мы можем опираться на тот документ, который был принят. Он является принципиально правильным. Но мы одновременно не можем не менять документ
Координатор «Единой России» по работе с политическими клубами Юрий Шувалов уверен, что организация доросла до четкого «формулирования идеологии» и создания «глубокого документа».
Представитель Центра социально-консервативной политики (ЦСКП) Андрей Исаев считает, что говорить о «принципиально новой программе было бы неправильно». Однако с момента утверждения предыдущей версии партийной конституции в стране и мире произошло множество событий, которые должны быть учтены в основном единороссовском законе. В частности, руководитель партии Владимир Путин стал национальным лидером, случился «крах однополярного мира», изменилась геополитическая ситуация, началась внутрипартийная дискуссия, был выработан план-2020.
«Мы можем опираться на тот документ, который был принят. Он является принципиально правильным. Но мы одновременно не можем не менять документ», – пояснил Андрей Исаев.
По его мнению, новая программа партии должна быть «достаточно сложна», чтобы ответить на все насущные вопросы, но одновременно «написана простым языком», дабы любой интересующийся мог получить понятный ответ на самый заковыристый вопрос.
Кроме того, полной ревизии должен быть подвергнут тот раздел единороссовского основного закона, в котором говорится о партийной идеологии. Исаев уверен, что в «Единой России» не осталось ни одного человека, который бы не признавал, что его однопартийцы «консерваторы и центристы». Так что единороссы, считает координатор ЦСКП, должны «взять смелость высказаться по поводу российского консерватизма».
По словам Исаева, отечественный консерватизм коренным образом отличается от консерватизма, допустим, англосаксонского. Если там консерватизм – идеология элит, то в нашей стране это народная идея.
Руководитель Государственно-патриотического клуба (ГПК) Ирина Яровая согласилась с коллегой в том, что «за такой короткий период принципиальные вещи», отраженные в действующей версии партийной программы, «не могли измениться». Тем не менее партконституция не содержит «четких идеологем».
Яровая поддержала мысль о том, что почетное место в исправленном документе должен занять термин «консерватизм».
«Надо четко обозначить, что для «Единой России» консерватизм – это стабильность, традиции, развитие», – считает Яровая.
Однако, увлекшись «консервативным» порывом, нельзя забывать и о понятии суверенной демократии. По словам лидера ГПК, последние мировые события продемонстрировали, что «суверенитет имеет высочайшую ценность». И только суверенные государства могут эффективно защищать свои интересы, обладать конкурентной экономикой и рассчитывать на то, что их голос будет отлично слышен на мировой арене.
По мнению Ирины Яровой, основная особенность «Единой России» заключается в том, что она является партией «национального единства», которая старается отстаивать интересы страны, защищая при этом интересы отдельных граждан. И этот постулат также должен быть четко прописан в новом документе.
При этом координатор ГПК отговорила коллег принимать за новую программу «Стратегию 2020». По ее мнению, план-2020 – это «выверенный экономический документ», где будут обозначены цели, к которым должна прийти страна. А программа партии должна стать руководством по тому, как Россия доберется до вешек, проставленных в «Стратегии 2020».
Член либерального клуба «4 ноября» Андрей Макаров обратил внимание однопартийцев на то, что до сих пор они решали в основном «тактические задачи». Поэтому и программа у них была предвыборная, нацеленная на достижение конкретного результата в конкретном соревновании.
Между тем, по мнению Макарова, основной единороссовский закон должен быть «партийной библией» и включать в себя ответы на все вопросы.
«Мы должны дать ответы всем людям, которые ее откроют, на все вопросы, которые у них когда-либо возникнут», – уверен либерал.
Именно поэтому «Стратегия 2020», по мнению Макарова, не может стать партийной программой. Этот документ скорее «дискуссионная площадка», а никак не библия.
Вспомнив о плане-2020, единороссы заодно задумались над тем, как бы им наладить конструктивно-контролирующий диалог с правительством.
По мнению Юрия Шувалова, вполне удачной является мысль о создании «партийного кабинета». Как объяснил координатор по работе с политическими клубами, в него можно было бы пригласить экспертов по всем сферам экономики, которые работали бы параллельно с правительством и оценивали, насколько эффективны действия Кабмина по реализации каждой из обозначенных в плане-2020 задач.
Представитель ЦСКП Андрей Исаев с коллегой поспорил. По его мнению, понятие «партийный кабинет» очень напоминает «теневые кабинеты», которые в разное время пытались создавать разные оппозиционные организации. Поэтому партиец предложил ввести в партии институт комиссаров, которые станут наблюдать за работой каждого министра. По словам Исаева, комиссаром должен быть «крупный специалист по конкретному направлению», освобожденный от партийной текучки. Более того, комиссар может быть даже беспартийным. Он будет наблюдать за работой «своего» министерства, сопоставляя действия представителей исполнительной власти с тем, что записано в «Стратегии 2020». И при необходимости встречаться лично с министром, чтобы излагать ему точку зрения партии на ту или иную проблему. А назвать собрание комиссаров Исаев предложил экспертным или высшим экспертным советом. Дабы ни у кого не возникало ненужных ассоциаций с теневыми оппозиционными кабинетами.
Появятся ли в стане единороссов комиссары, пока неясно. А вот новую программу, по словам Андрея Исаева, вполне возможно, вынесут на всепартийное обсуждение уже на съезде 20 ноября. Единоросс пообещал, что уже на ближайшем заседании бюро высшего совета «Единой России» будет просить товарищей сформировать рабочую группу по подготовке свежей версии партийной конституции.