По информации главы ЦИК Тархнишвили, второе место на досрочных выборах президента Грузии с показателем 27% голосов занимает кандидат от объединенной оппозиции Леван Гачечиладзе.
Никакой Саакашвили не победитель, должен быть второй тур!
В случае если после подсчета данных со всех избирательных участков Михаилу Саакашвили не удастся набрать более 50% голосов избирателей, будет назначен второй тур выборов.
Вечером в воскресенье к подобному развитию ситуации все и шло – Михаил Саакашвили стремительно терял голоса. Если в течение дня в воскресенье он имел не менее 55%, то после обработки данных 1034 участков показатель составил 49,92% голосов, что говорило о возможности второго тура.
Такая динамика вдохновила оппозицию. Выступая по телеканалу «Кавкасия», лидер Народной партии Коба Давиташвили пообещал, что после Рождества оппозиция продолжит борьбу «мирными политическими методами». «Не отступим ни на шаг», – сказал Коба Давиташвили.
Аналогично высказывались все сторонники Левана Гачечиладзе, собравшиеся в воскресенье днем на митинг в центре Тбилиси, на площади Европы. Из-за непривычного мороза акция продолжалась не более двух часов, в ней приняло участие до 5 тыс. манифестантов.
Участники акции говорили газете ВЗГЛЯД, что «защищают голоса от фальсификации». «Саакашвили пытается нас обмануть, Саакашвили – фальсификатор и аферист», – заявила жительница Тбилиси.
Чуть позже ЦИК добавил результаты 14 участков. Саакашвили снова перешагнул за 50% (50,18), Гачечиладзе имел уже 25,08. Такие «качели» нервировали все грузинское общество, но особенно сторонников оппозиции. Тем более после того, как Саакашвили поздравили с победой президенты Польши, Эстонии и Казахстана. «Это вмешательство во внутренние дела Грузии, – заявил Коба Давиташвили. – Почему МИД не отправляет ноту протеста? Никакой Саакашвили не победитель, должен быть второй тур!»
Россия тоже усомнилась в демократичности грузинских выборов, заслуживших лестные отзывы ОБСЕ и других международных наблюдателей. «От средств массовой информации, НПО и представителей оппозиции поступали и продолжают приходить сообщения о многочисленных нарушениях избирательного законодательства со стороны властей», – говорится в сообщении МИД России.
«Это не явилось неожиданностью, если учесть характер всей предвыборной кампании, которую едва ли можно назвать «свободной и справедливой». Фактически она начиналась в условиях чрезвычайного положения. Президентская гонка была отмечена широким применением административного ресурса, неприкрытым давлением на оппозиционных кандидатов, жестким ограничением их доступа к финансовым и медийным ресурсам», – отметили в МИД РФ.
По мнению МИД, в такой ситуации вполне понятно возмущение сторонников оппозиционных кандидатов в связи с тем, что «экс-президент по сути объявил себя победителем, не дожидаясь оглашения хотя бы предварительных официальных результатов голосования».
Кандидат в президенты лейборист Шалва Нателашвили уже заявил, что не признает Саакашвили президентом.
Оппозиция критикует и наблюдателей, говоря, что те работали поверхностно. Например, депутат от движения «За единую Грузию» из объединенной оппозиции Георгий Цагареишвили рассказал, что, вместо мониторинга, украинские наблюдатели гуляли по тбилисским проспектам, фотографируясь вблизи памятника Тарасу Шевченко.