Соединенные Штаты по-прежнему не сомневаются, что у Тегерана может появиться ядерное оружие. Однако решать эту проблему Вашингтон намеревается исключительно мирными способами. Это дал понять министр национальной безопасности США Майкл Чертофф.
По словам Лаврова, этот вариант отличается от «первоначальных запросов» западных стран
В интервью, которое министр дал РИА «Новости», он не обошел вниманием появление в конце прошлого года сенсационного доклада американских спецслужб, утверждающего, что Тегеран заморозил свою военную ядерную программу еще в 2003 году.
После обнародования данной информации внутри Белого дома наметились существенные противоречия. До последнего момента внешнеполитическая деятельность администрации Джорджа Буша строилась на постоянном нагнетании ситуации вокруг ядерных амбиций Ирана и перспектив возможной угрозы со стороны Исламской Республики как для безопасности стран Ближнего Востока, так и для Европы.
Именно этими доводами Вашингтон обосновывал свою программу расширения системы противоракетной обороны, предусматривающую размещение противоракет в Польше и радара в Чехии.
Однако господин Чертофф утверждает, что доклад был неправильно понят, и предлагает еще раз заглянуть в документ, где можно увидеть «несколько измерений ядерной программы Ирана». «Одно из измерений было прекращено в какой-то момент пару лет назад. Хотя и его могли запустить заново. Остальные программы продолжались», – говорит Чертофф. Отсюда вывод: Иран пытается разработать ядерное оружие.
В подтверждение своих слов министр упомянул Северную Корею, которая неожиданно для многих испытала свое ядерное оружие в октябре 2006 года. Тогда Пхеньян произвел подземный ядерный взрыв. США немедленно потребовали ввести жесткие экономические и гуманитарные санкции против КНДР. В том же месяце их принял Совбез ООН.
Меры оказались настолько жесткими, что «любимый руководитель» Северной Кореи Ким Чен Ир согласился на переговоры. Первый раунд провалился, но после неурожайного года Корея пошла на вынужденные уступки. В шестисторонних переговорах активно участвовала Россия, именно благодаря посредничеству Москвы удалось перевести в северокорейский банк деньги с замороженных депозитов КНДР в банке Макао (Пхеньян преподносил это как «непременн6ое требование»).
Сейчас ситуация вновь обостряется. Тем не менее Чертофф констатирует, что северокорейская часть полуострова сделала огромный шаг к полному отказу от ядерной программы и США не могут перечеркнуть достигнутый результат на корню.
На вопрос, собираются ли Штаты решать иранский вопрос военным путем, министр ответил отрицательно. «Мы должны оказывать давление на международное сообщество по таким вопросам, как введение санкций и применение других мер, которые вынудят Иран подчиниться», – сказал министр нацбезопасности.
Таким образом, Чертофф подтвердил, что новая «иранская доктрина Буша», согласованная им с канцлером Германии Ангелой Меркель, по-прежнему в силе.
Напомним, что в начале недели шестерка международных посредников согласовала третий по счету проект резолюции по иранской ядерной программе. По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, этот вариант отличается от «первоначальных запросов» западных стран. В результате все стороны остались довольны.
Неудивительно, что на слушаниях в Совбезе ООН новый вариант согласован окончательно. Об этом в пятницу Associated Press сообщили анонимные источники в кулуарах Совбеза.
Новые санкции касаются ограничений на экспорт и усиления международного мониторинга за военной и финансовой деятельностью Тегерана.
Но, несмотря на появление новой резолюции, Тегеран продолжит самостоятельно обогащать уран. Об этом на днях заявил секретарь высшего совета национальной безопасности Исламской Республики Саид Джалили.
Однако Тегеран согласился пустить наблюдателей МАГАТЭ на свой новейший ядерный комплекс. Информация просочилась из осведомленных дипломатических источников в Вене. Это не может не радовать МАГАТЭ. Там опасались, что международное давление помешает экспертам завершить инспекцию иранских ядерных объектов.
После визита гендиректора МАГАТЭ Мухаммеда аль-Барадеи в Иран 11–12 января сообщалось о готовности Тегерана ответить на все вопросы экспертов этой организации в течение месяца. Этот прогресс напрямую касается и России, так как Москва остается одним из главных сторонников того, что все спорные вопросы к иранской ядерной программе способно прояснить МАГАТЭ.