Центризбирком Грузии огласил официальные итоги референдума, в рамках которого граждане страны выразили свое отношение к вступлению республики в НАТО.
Иран может непредсказуемо отреагировать на опасное соседство
Согласно окончательным данным, под крылом Альянса мечтают оказаться 77% населения Грузии.
Впрочем, итоги референдума, проходившего в духе «или Россия, или НАТО», вряд ли приблизят к воплощению в жизнь давнюю мечту президента Михаила Саакашвили. Руководство Альянса хотя и не противится стремлению Грузии присоединиться к блоку, однако ясно дает понять, что пока не планирует принимать кавказское государство в свои ряды.
«Я не могу назвать точную дату, когда Грузия присоединиться к Плану действий по вступлению в НАТО. Это предмет политических дискуссий, и решение должны принять все 26 членов НАТО», – заявлял генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер во время визита в Тбилиси в октябре прошлого года.
Эксперты соглашаются с тем, что, несмотря на свое нескрываемое желание, Грузия еще не скоро окажется в НАТО.
«Вопрос в том, кто пригласит Грузию в НАТО. Европейский союз не хочет из-за Грузии серьезно портить отношения с Россией. Запад будет долго думать перед тем, как принять решение и, естественно, будет оглядываться на Баку и Киев, без которых Грузию в Альянс вряд ли примут», – заявил агентству «Тренд» немецкий эксперт Александр Рар.
Североатлантическая судьба Украины и Азербайджана, которые должны проложить Грузии дорогу в Альянс, также под вопросом. Официальный Киев уже подает заявку на присоединение к Плану действий по вступлению в НАТО и надеется, что она будет одобрена в апреле на саммите в Бухаресте.
В самом Альянсе такой уверенности не чувствуют и призывают украинские власти продлить нынешнюю программу интенсифицированного диалога.
А Азербайджан вообще не торопиться предпринимать активные шаги по присоединению к альянсу. Как заявил пресс-секретарь МИДа республики Хазар Ибрагим, Баку пока не собирается форсировать события.
«Мы продолжаем нашу работу с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира» и Индивидуального плана сотрудничества с Альянсом», – отметил он.
Российские эксперты напоминают и еще об одном серьезном препятствии, лежащем на пути Грузии, – о непризнанных республиках.
Как заявил в интервью телеканалу «Вести» постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин, если Саакашвили считает Абхазию и Южную Осетию частью Грузии, то референдум был должен состояться и там.
«Значит, он признает, что Абхазия и Южная Осетия в НАТО не пойдут, потому что они вне Грузии», – считает он.
Кроме того, полагает Рогозин, Грузия не отвечает ни одному из требований, которым должно соответствовать государство – член НАТО. Например, республика абсолютно не самостоятельна в экономическом плане.
Чтобы преодолеть возникшее противоречие, полагает руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок, Грузии придется отказаться от непризнанных республик, борьбой за которые она оправдывает свое стремление в Альянс, а России – признать их.
«Вступление Грузии в НАТО повлечет за собой целый букет проблем для всех, и на Западе это прекрасно понимают», – пояснил он газете ВЗГЛЯД.
По мнению эксперта, речь пойдет не только о статусе непризнанных республик, но и о кардинальном изменении политической ситуации на всем Кавказе, которое чревато возникновением нестабильности в этом взрывоопасном регионе.
Цыганок напомнил, что расширение НАТО на юг как угрозу воспринимают не только Россия и ее союзники, но и Иран, который может непредсказуемо отреагировать на опасное соседство.
Поэтому, уверен Цыганок, ни о каком вступлении Грузии в НАТО пока не может быть и речи. Процесс может затянуться на долгие годы.