Правительство Японии приняло решение принципиально изменить тактику ведения переговоров с Россией по вопросу принадлежности островов Курильской гряды.
Япония пересмотрела свое отношение к декларации 1956 года благодаря усилиям США
Официальный Токио по-прежнему считает эти острова своими «исконными северными территориями» и отказываться от претензий на них не собирается. По большому счету и не может, так как подобный шаг будет воспринят большинством японцев как предательство национальных интересов.
Однако Страна восходящего солнца собирается занять более гибкую позицию по этому вопросу. По крайней мере не спекулировать на данной теме.
Как передает сегодня агентство Киодо Цусин, переговоры теперь будут разбиты на два потока. Дипломаты «первого потока» будут обсуждать вопрос возвращения Японии островов Хабомаи и Шикотан. Дипломаты второго – определять принадлежность Кунашира и Итурупа. Сейчас этот вариант ведения переговоров активно обсуждается в правительстве страны.
По большому счету это возвращение к старой тактике правительства Иосиро Мори, сданной в архив в начале века. Пришедший к власти в 2001 году экс-премьер Японии Дзюнъитиро Коидзуми категорически требовал от России единовременного возвращения всех четырех островов.
Разумеется, подобная риторика не могла принести никаких плодов. Но для Коидзуми был важен сам процесс, острота диалога. Рейтинг экс-премьера во многом зиждился на его популистских заявлениях. Премьер не гнушался даже заигрывать с радикальными милитаристами.
Подобную тактику продолжил и преемник Коидзуми – Синдзо Абэ. Точнее, вообще не нашел времени уделить этому вопросу должного внимания. Его кратковременное правление было ознаменовано чередой коррупционных скандалов и «неожиданно вскрывшихся проблем».
Но нынешний премьер Ясуо Фукуда, пришедший к власти в сентябре прошлого года, имеет давний имидж крайне дипломатичного политика, так что возвращение переговорного процесса в русло 90-х годов, когда аналогичную компромиссную политику «двух потоков» проводил экс-премьер Иосиро Мори, было предсказуемо.
Киодо Цусин также сообщает, что изменить подход к решению самой сложной проблемы в отношениях с Россией Фукуду вдохновил Владимир Путин. Точнее, недавняя встреча президента России с экс-премьером Иосиро Мори. Политики пересеклись в конце декабря на открытии завода Toyota под Санкт-Петербургом.
На этой встрече японской стороной было предложено взять за отправную точку на территориальных переговорах Иркутскую декларацию, подписанную Путиным и Мори в марте 2001 года.
Тот документ подтверждал, что советско-японская декларация от 1956 года по-прежнему имеет юридическую силу. Именно в ее рамках правительство Никиты Хрущева в качестве жеста доброй воли выразило готовность передать Японии меньшую часть Южных Курил – острова Шикотан и Хабомаи – после подписания мирного договора. Впоследствии она была ратифицирована парламентами обеих стран. Других документов с подобным статусом, в которых упомянута курильская проблема, просто не существует.
Дословно 9-я статья декларации 1956 года гласит. «Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактически передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».
Мирный договор между странами, как известно, до сих пор не подписан. Во времена Коидзуми японская сторона выдвигала претензии на Курильские острова со ссылками на российско-японский Трактат о торговле и границах 1855 года, по которому спорные территории были признаны японскими.
Теперь же основным отправным документом диалога вновь станет декларация от 1956 года. А в 2004 году Владимир Путин уже заявлял, что Россия «будет выполнять все взятые на себя обязательства» только «в таких объемах, в которых эти договоренности готовы выполнять наши партнеры».
Но на тот момент Токио требовал себе не два, а все четыре острова. Причем не после подписания мирного договора, а в преддверии этого. Такая риторика уходит корнями еще в холодную войну: Япония пересмотрела свое отношение к декларации 1956 года не в последнюю очередь благодаря усилиям США, благо Вашингтону был выгоден краеугольный камень в отношениях между двумя странами.
Но возвращение к позициям Иосиро Мори означает, что переговоры теперь будут вестись в первую очередь вокруг островов Хабомаи и Шикотан. Теоретически Япония теперь может предложить России подписать мирный договор. И тогда юридических оснований для обладания этими двумя островами у Москвы больше не будет.
Впрочем, острова Кунашир и Итуруп Япония в этом случае потеряет уже навсегда. Что также будет воспринято населением империи как предательство.
Напомним, кстати, что в августе 2006 года российский Кабинет министров утвердил федеральную целевую программу социально-экономического развития Курильских островов на 2007–2015 годы. На эти цели было выделено 17,9 млрд рублей.