Президент Франции Николя Саркози обвинил Иран в попытке создать ядерное оружие и заявил, что Франция будет требовать ужесточения санкций в отношении исламской республики в любом случае. «Иран пытается заполучить атомную бомбу. И я говорю французам – это неприемлемо», – заявил Саркози.
Ужесточение санкций против Ирана будет обсуждаться в ООН на следующей неделе
Французский президент подчеркнул, что заверениям Ирана о мирном характере ядерной программы он не доверяет и программа должна быть немедленно заморожена. Ранее эту позицию уже озвучивал министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер, добавив, что «мир должен готовиться к войне».
Из-за этих слов министра чуть было не разгорелся дипломатический скандал, но на встрече с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым в Москве Кушнер заметно смягчил риторику. Позднее он в принципе опроверг тот факт, что призывал к войне с Ираном, заявив, что журналисты неправильно истолковали его слова.
Смягчение риторики, впрочем, не отразилось на сути. Франция в ультимативной форме требует ужесточения санкций против Ирана. Кушнер лишь сменил открыто милитаристскую риторику на эзопов язык. «Санкции без диалога приведут к конфронтации, а диалог без санкций расценивается как слабость», – сообщил глава французского МИДа.
Саркози, в отличие от своего подчиненного, слово «война» не употреблял. Более того, отметил, что «это слово» ему использовать не хочется. Однако французский лидер дал понять, что его страна будет однозначно голосовать в Совбезе ООН в пользу санкций. «Как можно убедить Иран последовать примеру Ливии и КНДР и отказаться от ядерных амбиций? Диалогом, переговорами и санкциями», – заявил он.
А накануне пресс-служба Елисейского дворца сообщила, что Саркози уже пытается убедить европейские компании приостановить поиск новых рынков сбыта в Иране, а инвестиции в экономику исламской республики сократить до минимума.
Таким образом, Париж и Вашингтон сейчас говорят в унисон. Джордж Буш, впрочем, неожиданно выступил в непривычной для себя роли голубя мира, заявив, что «надеется на добрую волю иранского режима в вопросе прекращения ядерных разработок» и США «будут стремиться достичь этой цели исключительно путем переговоров». «В тесном партнерстве с нашими союзниками во Франции», – добавил Буш.
Ужесточение санкций против Ирана будет обсуждаться в ООН на следующей неделе, причем в присутствии президента Ирана. Махмуд Ахмадинежад должен прибыть в Нью-Йорк в воскресенье и выступить в Совете Безопасности ООН во вторник.
Но уже сегодня в Вашингтоне проблему обсудят представители США, Китая, России и «евротройки» – Франции, Великобритании и Германии.
Не слишком надеясь на то, что переговоры принесут хоть какой-то результат (Китай и Россия, обладающие в Совбезе правом вето, настаивают, что проблему необходимо решать в рамках переговоров Тегеран – МАГАТЭ), Вашингтон сейчас пытается «подготовить почву» (термин постпреда Штатов в ООН Залмая Халилзада) для введения односторонних санкций. «Санкции увеличат стимул Ирана к сотрудничеству с международным сообществом», – подчеркнул Халилзад.
А накануне заместитель госсекретаря США Николас Бернс заявил, что союзники США должны присоединиться к односторонним санкциям, и вот сегодня пришел первый комментарий. Турция к односторонним санкциям не присоединится, это противоречит экономическим интересам страны.
«Россия и Иран остаются главными поставщиками природного газа для Турции, и для нас невозможно представить ситуацию, при которой мы прекратим сотрудничество в сфере энергетики с этими странами», – заявил премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган.
Ранее в том же духе уже высказывалась канцлер Германии Ангела Меркель. Ужесточение санкций в отношении Ирана может заметно навредить немецкой экономике.
Напомним, что впервые Совбез ООН применил санкции в отношении Ирана 23 декабря прошлого года. Всем странам – членам ООН было запрещено поставлять в Иран любые материалы и технику, которые могли бы способствовать развитию ядерной и ракетной программ республики. Кроме того, резолюция замораживала активы 10 крупных иранских компаний.
23 марта была принята вторая резолюция, которая санкции ужесточала, увеличивала список подлежащих заморозке активов и включала в себя запрет на экспорт иранского вооружения.
Оба раза Иран отвечал миру расширением своей программы по обогащению урана. Проект третьей резолюции будет представлен Совету Безопасности ООН в течение нескольких недель.