1 сентября – волнительный и ответственный день для 14 млн школьников, их родителей и 2 млн педагогов. Многих из них новый учебный год встретит приятными сюрпризами.
Согласно нововведению, зарплата учителей будет зависеть от качества преподавания, а не от числа уроков
Как рассказал в пятницу Андрей Фурсенко, в рамках нацпроекта действует «очень интересное направление – комплексная модернизация образования в целом ряде регионов». Работа над ним началась в 21 регионе России.
Министр подчеркнул, что в этих регионах приоритетными направлениями стали улучшение качества преподавания, условий обучения и повышение зарплаты учителей. Так, с начала учебного года там заработает новая система оплаты труда педагогам.
Согласно нововведению, зарплата учителей будет зависеть от качества преподавания, а не от числа уроков. Решать, кто это делает лучше или хуже, будут эксперты, общественность и родители школьников.
Зарплата педагогов в новом учебном году в этих регионах вырастет примерно на 30%. Андрей Фурсенко подчеркнул, что сумма существенная. По его словам, зарплата учителя должна состоять из двух частей – тарифной и той, которая зависит от качества преподавания.
Конкурс, в котором участвовали больше половины регионов страны, а одержал победу 21, продолжается. Фурсенко отметил, что регионы-победители «взяли на себя ответственность, определенные обязательства и нашли способы их реализации». Он надеется, что через год таких «ответственных региональных школ» станет еще больше.
Отметим, что за последние две недели министр посетил Дагестан, Якутию, Магадан, Камчатку. Последний пунктом в этом туре стал Санкт-Петербург, где министр был 30 августа. По итогам традиционных региональных педсоветов Фурсенко заключил, что учителя «настроены именно на такие преобразования».
Сейчас в его ведомстве разрабатывают структуру новых образовательных стандартов. К примеру, одним из них должна быть «вариативная часть» образования. Ее отдадут «на откуп» школам на местах.
Министр уверен в необходимости «вариативных» подходов к обучению, поскольку, по его словам, «только исходя из таких подходов система подачи учебных материалов изменится». «А вместе с этим уменьшится и нагрузка на учеников», – подчеркнул министр.
Также перед 1 сентября проведена экспертиза учебников. При этом параметры проверки существенно изменились, и рекомендованный министерством федеральный перечень учебников тоже стал другим.
«За последний год-полтора мы существенно изменили систему определения того, какой учебник хороший, а какой – плохой», – сказал министр. Теперь, согласно правилам, установленным министерством, учебное пособие для школьника получает «соответствующий гриф годности один раз в пять лет». «И мы проверяем те учебники, у которых этот срок закончился», – пояснил Фурсенко.
Исправлять школьные книги поручили Российской академии наук и Академии образования. Кроме того, к этому подключили лучших учителей страны (победители региональных и федеральных конкурсов педагогов).
С особой тщательностью эксперты подошли к учебникам по истории. Книгам устроили «досрочную проверку». «Книги по этому предмету получили гриф соответствия требованиям независимо от сроков предыдущей проверки», – заметил господин Фурсенко.
Фурсенко не прошел мимо муссирующихся в СМИ разговоров о религиозной дисциплине. Он заверил, что Закон Божий в российских школах не будут преподавать. «Это – конструктивная норма», – подчеркнул он, добавив, что представители Русской православной церкви, предлагая ввести курс истории православной культуры, подчеркивали: речь идет о культурологическом предмете, а не о формировании мировоззренческих взглядов школьников.
«Решение по этому вопросу должно принимать общество, а не чиновник. Общество должно выбрать, как преподавать такие предметы, которые обладают огромным влиянием на формирование мировоззрения», – настаивает Фурсенко.
Министр убежден, что историю и культуру своей страны должен хорошо знать любой образованный человек. «Я считаю, что сегодня ни один образованный человек не может обойтись без знаний истории развития религий, которые формировали и нацию, и страну», – сказал он.
Впрочем, никаких революций в образовании не будет. Все изменения, которые «безусловно, будут происходить, должны быть постепенными», подытожил Андрей Фурсенко.