В четверг новостные ленты распространили заявление о том, что Россия не исключает пересмотра текста Большого договора, закрепляющего Крым в составе Украины.
Ряд украинских политиков заявили о том, что плату за аренду базы в Севастополе для России увеличат, если обнаружатся не учтенные ранее объекты и имущество
Об этом заявил советник посольства России на Украине Владимир Лысенко. Это могло бы произойти, «если власти Украины продолжат оказывать давление на Черноморский флот, базирующийся в Крыму».
Последней каплей, переполнившей чашу терпения российской стороны, стала инвентаризация объектов ЧФ в Севастополе, инициированная Киевом. Ряд украинских политиков заявили о том, что плату за аренду базы в Севастополе для России увеличат, если обнаружатся не учтенные ранее объекты и имущество.
Лысенко назвал это прямым давлением, а сами заявления охарактеризовал как недопустимые. «Россия не имеет обязательств перед Украиной в процессе инвентаризации ЧФ. Это не было прописано в Большом договоре. То, что Россия на это согласилась, – это добрая воля нашей стороны, мы идем навстречу Украине. Если Украина поднимает вопрос о пересмотре арендной платы в рамках инвентаризации, не станет ли это основанием для пересмотра основного договора?» – задался вопросом господин Лысенко.
Большой договор, или Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, президенты Борис Ельцин и Леонид Кучма подписали в мае 1997 года. В рамках документа утверждалась «территориальная целостность Украины и России и нерушимость существующих между ними границ».
Но частью пакета принятых тогда соглашений является и протокол о пребывании в Севастополе Черноморского флота. Как минимум до 2017 года и с фиксированной ценой аренды – 98 млн долларов в год.
Но в этом году договор должен быть продлен, и это неоднократно становилось поводом для спекуляций со стороны Киева на «цене вопроса» (а ряду депутатов Госдумы давало возможность засветиться на небезразличной для россиян теме возможного возвращения Крыма).
Между тем о недопустимости подобных действий официальная российская власть напоминала неоднократно. Так, первый вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов, будучи еще министром обороны, в ответ на намеки о досрочном выводе флота заявил, что подвергать соглашения 1997 года ревизии «смерти подобно».
Что «Россия не стремится к досрочному выводу своего флота из Крыма», подчеркивал и президент Путин. Добавив при этом, что российская сторона готова вести переговоры о пребывании нашего флота в Севастополе и после 2017 года. И более того – намерена этого добиваться.
В четверг это подтвердил и помощник военно-морского атташе посольства России в Киеве Дмитрий Албузов. «Я хотел бы вспомнить фразу: «Корабль можно построить за три года, а традиции создаются веками». Мне бы очень хотелось, чтобы традиции между нашими братскими народами, в том числе которые касаются Черноморского флота, не были разрушены», – сказал господин Албузов.
Однако официальный Киев – намеками и полунамеками – последовательно добивается досрочного вывода ЧФ с территории Украины. Дополнительно морякам треплют нервы то разговорами о повышении тарифов, то поощрениями захвата маяков. Основная причина этого в том, что устав НАТО не допускает членства в альянсе тех государств, на территории которых находятся военные базы третьих стран. А в НАТО президент Ющенко, как известно, очень стремится.
Впрочем, не так давно позиция по этому вопросу у Североатлантического альянса поменялась кардинально. Генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил буквально следующее: «Если Украина вступит в НАТО до истечения срока временного базирования российского Черноморского флота, то проблемой для НАТО это не станет».
Как известно, ускорить процесс вступления «незалежной» в блок очень хочет главный игрок НАТО (а по совместительству основной покровитель Ющенко) – официальный Вашингтон.
«Думаю, что если Крым оставит ЧФ, когда туда придут американские корабли, им они не будут платить за аренду», – заключил Лысенко по итогам встречи с журналистами.
После заявлений советника посольства России на Украине МИД Украины потребовал у МИД России подтвердить заявления Лысенко о статусе Крыма и условиях временного пребывания ЧФ России на территории Украины. Кроме того, МИД потребовал объяснений о соответствии высказываний российского дипломата официальной позиции России.
В распространенном заявлении говорится, что МИД Украины считает такие высказывания попыткой посягательства на независимость и территориальную целостность Украины.
Если бы МИД России подтвердил эту информацию, то Лысенко немедленно депортировали бы из страны.
Однако внезапный инцидент, инициированный СМИ, вызвал изумление и у самой России. В четверг посольство России на Украине опровергло появившуюся об этом информацию в СМИ. Об этом заявил пресс-секретарь посольства Олег Гришин.
«Таких слов, особенно о пересмотре Большого договора, Лысенко не говорил. То, что пошло сейчас по информационным агентствам, и такова наша официальная позиция, – это неверная интерпретация всей дискуссии, в которой принял участие советник посольства. Хотя мы согласны, что разговор и вправду был весьма жарким», – сказал господин Гришин.
Он полагает, что СМИ «перекрутили не только заявление дипломата, но некоторый фактаж, связанный с финансовыми аспектами пребывания Черноморского флота России в Крыму». «Вероятно, журналисты просто неверно поняли посыл советника, и нам остается лишь опровергнуть обнародованные сообщения», – подчеркнул Гришин.