Во вторник в Вашингтоне завершилось первое совместное заседание российско-американской рабочей группы по противоракетной обороне (ПРО). Эта встреча стала итогом переговоров между президентами России и США Владимиром Путиным и Джорджем Бушем на саммите G8 в немецком городе Хайлигендамме и, спустя некоторое время, в родовом поместье Бушей в Кеннебанкпорте.
Мы пытаемся развить инициативу, изложенную Владимиром Путиным, и использовать ее в качестве возможности для оценки перспектив сотрудничества
Совещание проходило за закрытыми дверями, поэтому пока все подробности этого двустороннего диалога неизвестны.
Один из итогов завершившихся переговоров – приглашение американской стороны посетить базу ПРО на Аляске. По информации агентства Associated Press, об этом сообщил замгоссекретаря США Джон Руд. «Я думаю, с российской стороны есть значительно лучшее понимание того, почему мы добиваемся возможности противоракетной защиты», – сказал Руд.
Российская сторона приглашение приняла, однако по-прежнему не отступает от ранее занятых позиций. Российские представители отметили, что до тех пор, пока не появится достоверной информации о том, что Ирану по силам запускать ракеты дальнего действия с ядерными боеголовками, у США нет необходимости возводить элементы системы ПРО в Европе. Такое заявление дает понять, что представленные американскими военными экспертами членам российской делегации разведданные об угрозах для Соединенных Штатов, оправдывающие строительство ПРО в Европе, не убедительны.
В свою очередь, Россия не отказывается от ранее сделанных американцам сенсационных предложений и хочет «выжать» из этого максимум. Возглавляющий российскую делегацию замминистра иностранных дел Сергей Кисляк подробно рассказал американцем о деталях предложения российского лидера по совместному использованию двумя странами Габалинской РЛС. Джон Руд обнадежил российскую сторону, сказав, что «мы пытаемся развить инициативу, изложенную Владимиром Путиным, и использовать ее в качестве возможности для оценки перспектив сотрудничества».
О дате и сроках визита российских экспертов на Аляску не уточняется. Но еще в июне сообщалось, что плавучий радар ПРО в скором времени направят с побережья Аляски на ремонт в район гавайских островов. Мощный американский радар X-Band стоимостью 815 млн долларов, который, как ожидается, войдет в систему американской ПРО в Тихом океане, пройдет профилактический ремонт и модернизацию в Перл-Харборе. Скорее всего, он простоит в доке несколько месяцев.
Известно, что X-Band базировался в порту Адак, который расположен примерно в 1930 километрах к югу от Анкориджа (штат Аляска). Плавучий радар обслуживает команда из 75 человек. Радар настолько мощный, что обнаруживает небольшие предметы размером с теннисный мяч за тысячи километров. Его создали для обнаружения и отличия боевой ракеты от ее имитации.
О том, что США не отказываются от диалога по ПРО, отходя от ультимативных форм, говорит желание президента Буша поставить на пост председателя Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США Майкла Муллена. Адмирал ВМС США Муллен, чью кандидатуру рассматривал сенат, заявил, что приветствует сотрудничество России и США в сфере ПРО. «Я считаю важным, чтобы мы продолжали призывать Россию сотрудничать в отражении угроз, возникающих перед двумя нашими странами от распространения баллистических ракет и оружия массового уничтожения. Это включает противоракетную оборону и расширение сотрудничества с Россией в борьбе с терроризмом», – цитирует РИА «Новости» доклад Муллена, представленный в понедельник сенаторам.
Адмирал добавил, что «космические программы представляют взаимную выгоду» для России и США. «Если я буду утвержден в должности, я рекомендую, чтобы мы продолжали находить общие программы, по которым мы можем сотрудничать, учитывая усовершенствованные технологические потенциалы наших двух стран», – заявил господин Муллен.
Тем не менее, он признался, что полностью одобряет и поддерживает скорейшее развертывание ПРО в Европе. «Ввиду угроз, с которыми мы сегодня сталкиваемся и будем сталкиваться в будущем, я считаю, что США должны развертывать компоненты противоракетной обороны от баллистических ракет, как только они у нас появляются, даже если при этом мы продолжаем улучшать их оперативную эффективность».
Если его кандидатуру утвердят, то адмирал пообещал работать «вместе с офисом министра обороны, агентством по ПРО, родами войск и боевыми командованиями над тем, чтобы гарантировать разработку, испытания, закупку, развертывание и улучшение в среднесрочной перспективе потенциала противоракетной обороны».
О том, что Джордж Буш решил заменить руководителя Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил, стало известно в начале июня. Инициатива отдать этот высокий пост Муллену исходила от министра обороны США Роберта Гейтса. Он охарактеризовал Муллена как человека, у которого есть «видение, стратегическое понимание и личные качества, позволяющие возглавить Вооруженные силы».
Таким образом, США шаг за шагом движутся к тому, чтобы уложиться в ранее названные сроки и построить элементы ПРО в Европе. В середине июля американский сенат большинством голосов принял документ, провозгласивший создание и развертывание ПРО госполитикой.
Россия также не сидит сложа руки, прекрасно понимая, что ракеты-перехватчики, расположенные буквально под боком, могут быть направлены не только против так называемых стран-изгоев, но и против России. В короткие сроки Москва сделала несколько решительных стратегических шагов: российские военные провели успешную серию запусков ракет, а президент Владимир Путин приостановил участие России в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
Американцы этого явно не ожидали, поэтому комментировали эти известия с небольшими задержками. Первые лица США, как и предсказывалось, осудили решение Владимира Путина, а сенаторы призвали Россию вернуться к исполнению требований этого договора.
Но, как говорил Владимир Путин, такие шаги России были вынуждены, потому что требовался прямой ответ на действия США по развертыванию ПРО. Путин подчеркнул, что Россия – не инициатор нового витка гонки вооружений. «Наши действия направлены на сохранение баланса в мире. Это крайне важно для сохранения международной безопасности», – говорил Владимир Путин.
В это же время Россия занимается выстраиванием собственной независимой системы ПРО, которая, как полагают эксперты, сведет на нет угрозу от американской ПРО в Европе. По мнению руководителя Центра военного прогнозирования Анатолия Цыганка, подтверждением этому стал отказ России от использования Севастопольской и Мукачевской радиолокационных станций.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, Россия отказалась от российско-украинского договора о средствах системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и контроля космического пространства. Официальным поводом для разрыва соглашения стало ухудшение эксплуатационных условий станций, а также изношенность их ресурса. Однако, как предположил Анатолий Цыганок, этот шаг демонстрирует стремление России создать независимую сетку ПРО.
«С прошлого года Россия увеличила в два раза бюджетные ассигнования на развертывание собственной системы ПРО, и уже через полгода может последовать заявление, что мы больше не нуждаемся в станциях, арендуемых в Белоруссии и Азербайджане. Мы станем полностью самодостаточным в этом отношении государством», – считает господин Цыганок.
Строящаяся под Армавиром РЛС, напомнил эксперт, сможет накрыть все западное направление вплоть до Марокко, и у России останется лишь два узких места – северное направление и азиатское. «Видимо, в ближайшем будущем Россия начнет искать союзников и, возможно, разместит свою систему ПРО в Китае или Индии, а также в странах Латинской Америки», – предположил эксперт.
Правда, как показывает практика, США и Россия не отказываются от диалога. Совместное заседание российско-американской рабочей группы по ПРО в Вашингтоне не последнее. Как ранее говорил министр иностранных дел России Сергей Лавров, до осени стороны встретятся по этому вопросу как минимум 2–3 раза. В октябре для президентов будет подготовлен доклад, где будет проанализированы стремления США разместить элементы ПРО в Европе, а также пути дальнейшего сотрудничества двух стран.