Охлаждение отношений между Россией и Западом (в первую очередь – Великобританией) вышло на прошедшей неделе на новый виток – причем сразу по нескольким направлениям.
Тучи сгущаются
Российская реакция на события, при определенной жесткости, все же отличается взвешенностью и хладнокровием
При этом едва ли не самым важным из них стал вопрос о Косове, едва не затмивший российско-британские коллизии. Сделанное в четверг в Лиссабоне госсекретарем США Кондолизой Райс заявление о том, что Косово получит независимость от Сербии «тем или иным путем» (то есть невзирая на позицию России, имеющей право вето в СБ ООН), ситуация накалилась до предела. В самом деле, такая беспардонная позиция не демонстрировалась, пожалуй, со времен операции НАТО в Сербии (иракский казус выглядел все же не так недвусмысленно) – то есть почти 10 лет. Впрочем, похоже, что эскалация все же несколько смягчилась: так или иначе, но жесткий проект ооновской резолюции вынесен сейчас на рассмотрение согласительной комиссии. То есть линия на однозначный конфликт пока отодвинута на второй план.
Чего никак не скажешь о ситуации в отношениях между Россией и Англией, где пока все идет «по нарастающей». В пятницу российский МИД выступил с крайне жестким заявлением, в котором в числе прочего сообщил о предстоящей высылке из страны ряда британских дипломатов. Напомним, что это (как и предполагаемые действия в части консульско-визовых отношений) – ответная мера на те шаги, которые ранее предпринял Лондон.
Конфликт расширяется еще и экстенсивно. В том же Лиссабоне г-жа Райс высказала (хотя и в не очень жесткой форме) поддержку британской позиции и призвала Москву выдать Андрея Лугового. В очередной раз напомним, что экстрадиция российских граждан противоречит Конституции страны. А в понедельник в коллизию окажется втянутым еще и Евросоюз: конфликт будет обсуждаться на встрече глав внешнеполитических ведомств членов ЕС в Брюсселе.
Российская реакция на события, при определенной жесткости, все же отличается взвешенностью и хладнокровием: к эмоциям склонны скорее оппоненты с берегов Темзы. Владимир Путин назвал происходящее «мини-кризисом», с которым стороны справятся сами.
Эмоции, шутки и благостность
Тем более что в самой Британии эмоциональность, похоже, уже достигла того предела, за которым начинают твориться события скорее анекдотического характера. Как это произошло с историей о некоем россиянине, который якобы пытался совершить покушение на Бориса Березовского (зачем-то взяв в «подельники» маленького ребенка) – после чего был выслан из страны в связи с окончанием действия визы. Смешно, но как-то не страшно.
Кстати, о смехе и юморе. Похоже, что отечественный официоз наконец-то научился бороться с сатирически настроенными недоброжелателями – и вполне овладел самоиронией (в тех случаях, когда это действительно уместно). Причем площадка была выбрана вполне подходящая – селигерский слет молодежных лоялистских организаций. Визит к «Нашим» со товарищи сразу двух первых вице-премьеров российского правительства Сергея Иванова и Дмитрия Медведева был подан во вполне официозных СМИ с мягким юмором и без всякого пафоса. Ну а история с «Ивановым и роботом» вообще стала одной из главных тем для шуток в Интернете – причем шуток в подавляющем большинстве случаев весьма беззлобных. Вполне разумное поведение (и высоких чиновников, и СМИ): на выходе – впечатление осталось вполне благостное.
Не меньшее благолепие наблюдалось на неделе и в области экономики – не в последнюю очередь благодаря опубликованным статистическим данным. Так, выяснилось, что в июне был зафиксирован рекордный, пожалуй, прирост российского промышленного производства: почти на 11% по сравнению с уровнем прошлого года и на 4,5% по сравнению с маем. При этом, что существенно, рост обеспечен именно за счет обрабатывающих отраслей: там показатели еще в полтора раза выше, а вот по добыче полезных ископаемых повышение куда ниже (3%). Похоже, что установки руководства страны на диверсификацию народного хозяйства наконец-то начали воплощаться в жизнь.
Доходы растут, налоговики проявляют бдительность
Однако не следует думать, что резкий рост происходит напрямую «по приказу партии и правительства». В реальности все куда прозаичнее, но при этом лучше: наконец-то заработали инвестиции в перерабатывающие отрасли, резкий приток которых ощущается последние полгода-год. Напомним, что по итогам первого полугодия Россия бьет все рекорды по объемам привлекаемых инвестиций – в том числе и зарубежных.
Понятно, что подобные тенденции напрямую сказываются на доходах населения, притом что «колесо сансары» крутится тут на полную катушку, рост доходов увеличивает потребительский спрос – что, в свою очередь, становится своего рода маховиком для дальнейшего роста производства (в первую очередь, потребительских товаров). Что фиксируется и статистикой: по данным столичных налоговых органов, средняя зарплата в Москве составляет сейчас порядка 800 долларов США.
При этом не следует думать, что «за МКАДом начинается нищета»: по данным Росстата, средняя зарплата по стране уступает московской лишь примерно в полтора раза и превышает 500 долларов. Как мы видим, реальный рост доходов налицо – и лишь в малой степени определяется снижением котировок доллара к рублю: объяснить этим повышение на 25% (в сравнении с предыдущим годом) по России и почти на 30% по Москве, затруднительно. Скорее, имеет смысл говорить о росте реальных доходов (конечно, с поправкой на инфляцию). Притом, разумеется, что еще и растет доля «белых зарплат».
Кстати, московские налоговики намерены теперь использовать статистику для пополнения казны – причем довольно нетривиальным способом. Определив среднюю зарплату по разным сферам экономики, они намерены теперь отслеживать соответствие этому уровню на отдельных предприятиях и принимать меры при наличия явных расхождений. Специалисты по-разному оценивают это решение (в числе прочего, может появиться почва для злоупотреблений), но можно понять и логику фискальных органов.