В 16.30 у места сбора на площади около БКЗ «Октябрьский» собралось около двухсот человек. Не менее половины – журналисты.
Каспаров практически не говорил по-русски, предпочитая рассказывать в телекамеры о том, как его не пускают на телевидение
Журналисты на огражденную территорию проходили через отдельный вход, и выдавали им беджи «пресса». Милиция без проблем пропускала всех желающих через металлические заграждения, удивляясь, что участников марша оказалось намного меньше, чем обещалось оппозицией.
Над участниками предстоящего марша подняли растяжку «Россия без Путина», четыре флага партии «Яблоко» и шесть флагов Объединенного гражданского фронта. Собравшиеся попытались что-то скандировать, но за малочисленностью прекратили. На площадь прибыли лидеры местных «несогласных» – Максим Резник* («Яблоко»), Ольга Курносова (ОГФ) и Сергей Гуляев («Народ»). Маршрут марша оцеплен не был, из всех улиц, по которым планировалось шествие оппозиции, перекрыта была лишь улица Парадная. И то лишь для автомобильного транспорта.
Марш должен был стартовать в 17.00, но из-за отсутствия главных персон – Гарри Каспарова и Эдуарда Лимонова – начало отложилось. По толпе поползли слухи, что вождей задержали. Проверить слухи не удавалось, у большинства участников мероприятия выключались телефоны – мобильные сети перегружены. Однако через 20 минут долгожданные гости прибыли. Бывший шахматист и литератор, ничуть не стесняясь своего опоздания, начали общение с прессой.
Некоторые сторонники пытались отвлечь лидеров от любимого дела, но были остановлены охраной. Насытившись общением с западной прессой, вожди осмотрели толпу и, поскольку в колонне находилось почти полтысячи человек, дали разрешение вести ее на митинг.
На Греческом проспекте корреспондент газеты ВЗГЛЯД опознал в толпе лидера НДСМ Юлию Малышеву, идущую без символики своего движения. Питерские активисты рассказывают, что местное отделение движения Касьянова планировало принять участие в акции оппозиции, но московский офис запретил. Присутствие Малышевой, видимо, должно означать, что и в московском офисе НДС согласия между членами не наблюдается.
На подходе к музею Суворова колонна разбилась на три части. Авангард возглавили питерские оппозиционеры Андрей Дмитриев и Сергей Гуляев. «Главные силы» – Каспаров, Лимонов, их охрана и западная пресса. При этом Каспаров практически не говорил по-русски, предпочитая рассказывать в телекамеры о том, как его не пускают на телевидение. Арьергард составила основная масса митингующих и интересующихся.
«Несогласные» несли транспаранты «Власть у нас на службе» и «Свободу узникам зоосада». Дорожное движение ради «несогласных» не перекрыли, и оппозиционеры послушно двинулись по тротуарам.
За полчаса авангард вышел к музею Суворова, а еще через несколько минут начался митинг. Ничего неожиданного: требования отставки Владимира Путина, свободных выборов и решения всех без исключения проблем населения страны. Интересное признание сделал новоявленный кандидат в президенты Сергей Гуляев : Марш несогласных проводится специально под экономический форум. Но не для того, чтобы собрать как можно больше западной прессы! Только чтобы «власть знала, что с бизнесом у нас большие проблемы».
Услышав, что у Гуляева проблемы с бизнесом, Гарри Каспаров вспомнил о своих обещаниях горожанам и потребовал прекратить строительство башни Газпрома как «символа вертикали власти». Еще отличился Эдуард Лимонов, под шум винтов милицейского вертолета призвавший выбирать начальников милиции. Прочие выступающие, включая сменившего амплуа экономиста Андрея Илларионова, жаловались на тяжелую жизнь и нехватку свободы.
Желающих пожаловаться было много, но за полчаса до назначенного срока окончания митинга организаторы его свернули, поскольку почти не осталось желающих слушать. А милиция вела себя предельно корректно, не дав возможности кандидату Гуляеву реализовать свое главное (как считает политтехнолог Белковский) политическое достоинство – подраться с ОМОНом.
В 19.20 площадь покинули Каспаров, Лимонов и другие «командиры». К половине восьмого площадь практически опустела, а в 19.40 у музея не осталось ни оппозиционеров, ни милиции, ни прессы. А еще через полчаса численность «несогласных» стала активно расти - правда не на улицах, а в сообщениях самих организаторов марша. К 21 часу некоторые оппозиционные СМИ дошли до того, что начали говорить аж о трех тысячах демонстрантов, якобы, маршировавших по улицам Петербурга. Однако в реальности увидеть это грандиозное шествие в городе сегодня было не возможно.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом