Политика

29 июня 2007, 14:18

Закон об экстремизме укрепит оппозицию

Фото: echorostova.ru

На следующей неделе Государственная дума принимает во втором чтении второй закон об экстремизме. Накануне в различных СМИ публиковалась информация о том, что проект претерпел значительные изменения в сторону либерализации. О том, как в действительности обстоит дело с антиэкстремистскими законами, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал один из разработчиков законопроекта депутат Государственной думы РФ Михаил Емельянов.

– Антиэкстремистские законы уже обросли множеством мифов, – говорит депутат. – Их активно порождают оппозиционные политики, для которых все, что делает «Единая Россия», плохо по определению. Они придумали для нашей партии образ страшного антидемократического монстра, с которым героически борются. К действительности это не имеет отношения. К сожалению, либеральные мифы часто некритически усваиваются журналистами, которые начинают их тиражировать. Так получилось и с законом об экстремизме.

Политическую культуру можно и нужно изменять, в том числе принимая законы

– Ну а что было в действительности? Давайте разбираться по порядку. Первое утверждение – первый закон был настолько плох, что его понадобилось менять сразу, как только он был принят.
– По этой логике плох любой закон, поскольку во все законы вносятся изменения и дополнения – это нормальный законотворческий процесс. На самом же деле речь идет не о кардинальной переработке, а о совершенствовании механизма. Есть базовый закон о противодействии экстремизму, на его основании вносятся изменения в другие нормативные акты – Уголовный и Административный кодексы, закон об оперативно-разыскной деятельности и т.п. Если такие изменения не внести, то закон либо вообще не будет работать, либо будет порождать злоупотребления, чего мы ни в коем случае не хотим.

Изменения вносятся и в базовый закон. Мы прекрасно понимаем, что правовое регулирование политического процесса – дело тонкое. Поэтому, приняв закон, мы отслеживаем реакцию на него и стараемся устранить непонимание. Это прежде всего относится к определению понятия «экстремизм». После принятия закона возникли вопросы о том, как мы это понятие трактуем. Мы постарались дать максимально точное определение.

– Еще говорят, что законы об экстремизме как раз и приведут к злоупотреблениям. Причем настолько вопиющим, что на парламентских слушаниях даже представители спецслужб выступили против.
– Почему-то те, кто об этом говорит, не уточняют, что именно не понравилось силовикам. А не понравилось им то, что закон ограничивает их самодеятельность. Закон запрещает в процессе оперативно-разыскной деятельности «подстрекать, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий». Кроме того, правоохранительным органам не дано право решать, какие информационные материалы являются экстремистскими, – это прерогатива федерального суда. Представители органов на слушаниях говорили, что это затруднит их работу. Возможно. Зато не даст записывать в экстремисты всех инакомыслящих.

– А ваши оппоненты говорят, что закон как раз и направлен на то, чтобы исключить всякое инакомыслие. И смягчение некоторых норм объясняют тем, что вы отступили под их давлением.
– Это они так понимают политику. Если правящая партия не принимает их предложения – то она авторитарная. Если принимает – то боится. При таком подходе неудивительно, что оппозиция регулярно терпит поражения на выборах. Но это к слову.

Что касается нашего «отступления», то мы действительно приняли некоторые предложения оппозиции. Законопроект от этого не улучшился – я считал и считаю, что прежние формулировки были юридически корректнее. Однако, коль скоро оппозиция усматривала в них возможность посягательства на себя, мы пошли навстречу.

– О каких изменениях идет речь?
– Главное изменение касается ужесточения наказаний за экстремизм. В нашей редакции экстремизм рассматривался как квалифицирующий признак при совершении преступления. Теперь он рассматривается как отягчающее обстоятельство. Проще говоря, если кто-то совершает преступление – убийство, разбой, вандализм – по экстремистским мотивам, то наказание должно быть жестче. Допустим, за некое правонарушение полагается от 5 до 10 лет. Если экстремизм есть квалифицирующий признак, то к этому сроку может быть добавлен дополнительный. Если же отягчающее обстоятельство, то преступник получает по максимуму, но в рамках статьи – то есть не 5, а 10. Но не больше.

Что же касается цели законов об экстремизме, то она прямо противоположна той, которую нам приписывают оппоненты. Мы хотим не разрушить оппозицию, а сделать ее сильнее. Нам нужна оппозиция. Оппозиция, ведущая нормальную политическую деятельность, участвующая в выборах, критикующая политику правящей партии.

Именно поэтому мы не хотим, чтобы к оппозиции примазывались разного рода хулиганы и маргиналы. Не нравится тебе действующая власть – говори об этом где хочешь и можешь, только стекла не бей. И не призывай других бить стекла – и не только стекла. А если по-другому не можешь, тебе не место в политике. К власти экстремистов допускать нельзя. Мы знаем, что бывает, когда экстремисты берут власть, как это случилось в России в 1917 году.

– Вы говорили журналистам, что хотите «выдавить экстремизм из политической культуры». Насколько важна эта задача?
– Приоритетно важна. Видите ли, в нашей политической культуре экстремизм сидит очень глубоко. С позапрошлого века русская интеллигенция охотно аплодирует любому негодяю, если он против власти. Сегодня интеллигенция уже не восхищается террористами (хотя есть и те, кто восхищается), но устроители драк с милицией находят немало сочувствующих. Они же, мол, не из хулиганских побуждений, а по политическим мотивам! Такое отношение надо менять. В том числе законодательными мерами.

– Вы полагаете, что политическую культуру можно изменить, принимая законы?
– Я полагаю, что политическую культуру можно и нужно изменять, в том числе принимая законы. Это недостаточное, но необходимое условие. Внятная и жесткая позиция государства довольно сильно воздействует на умы. Если экстремизм будет вытеснен из политической жизни, то политикам, в том числе оппозиционным, придется больше внимания уделять легальным формам работы. Так, глядишь, и привыкнут.

Текст: Юрий Гиренко

Вам может быть интересно

Загоревшийся завод в Берлине производит системы ПВО IRIS-T для Киева
Темы дня

Французы посоветовали Макрону не становиться Наполеоном

«Как я уже говорил, я ничего не исключаю, потому что мы выступаем против того, кто сам не исключает ничего». Такими словами президент Франции Эммануэль Макрон подтвердил свое желание отправить французские войска на Украину, но при соблюдении двух условий. Однако французов не заинтересовали эти условия. Они обратили внимание на другое.

Китай попал под американский удар по российскому СПГ

США продолжают свою атаку на российские СПГ-проекты. Четвертая волна санкций затронула китайские компании и специализированные суда. Удар по Китаю, как третьей задействованной стороне в этой истории, именно сейчас не случаен. За что Вашингтон наказывает Китай и как это скажется на судьбе российского СПГ?

На Украине решили отправить воевать больных раком и ВИЧ

Тарасова ответила Жулину на слова о выпивающих фигуристах

Политолог сказал, какие страны Европы могут депортировать украинских уклонистов

Новости

В Кремле назвали прямой эскалацией слова Кэмерона об ударах Украины по России

Слова главы МИД Великобритании о праве Украины наносить удары по территории России с помощью британского оружия являются прямой эскалацией, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

В Латвии завели дело за возложение цветов к демонтированному памятнику «Алеша»

В Латвии возбуждено уголовное дело в отношении мужчины, который несколько раз возлагал цветы к месту демонтированного памятника советским воинам – освободителям Латвии от немецко-фашистских захватчиков в городе Резекне, сообщили местные СМИ.

В Германии начался суд из-за «продажи в Россию компонентов для беспилотников»

Суд Штутгарта в Германии начал рассмотрение дела по подозрению в якобы нарушении европейского эмбарго против России, сообщили СМИ.

МЧС предупредило о заморозках в Москве и Подмосковье

В Москве и Московской области 4 мая ожидаются заморозки, такое экстренное предупреждение распространили Главные управления МЧС по городу и по области.

В Швейцарии назвали Россию победителем в украинском конфликте

Российская армия одержала верх в конфликте на Украине, украинские солдаты деморализованы, а Запад слишком слаб, говорится в материале главного редактора швейцарской газеты Neue Zurcher Zeitung (NZZ) Эрика Гуйера.

Немецкий журналист оценил выставку трофейной техники НАТО

Невероятное количество человек пришло увидеть трофейную технику НАТО в Москве, многие с гордостью говорили о захвате немецкого танка Leopard 2, заявил посетивший выставку журналист канала Welt Кристоф Ваннер.

Эндокринолог назвала самые вредные части кулича

Куличи необходимо употреблять с осторожностью и отказаться от сладкой глазированной шапочки, потому что она насыщена сахаром, заявила эндокринолог, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник факультета фундаментальной медицины МГУ Зухра Павлова.

Парады 9 Мая пройдут в 25 городах России

На 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне парады пройдут в семи городах-героях и в 18 городах, где размещены штабы военных округов, флотов и общевойсковых армий, сказал глава Минобороны Сергей Шойгу на селекторном совещании.

ВС России поразили снабжавшую топливом ВСУ нефтебазу «Баловное»

Российские военные в последние сутки поразили нефтебазу «Баловное», с которой снабжались топливом воинские части украинской армии, сообщило Минобороны России.

Глава МИД Аргентины назвала всех китайцев «одинаковыми»

Министр иностранных дел Аргентины Диана Мондино, отвечая на вопрос о возможном присутствии военных на радиолокационной базе Китая в аргентинской Патагонии, заявила, что «китайцы все одинаковые».

Эксперты поспорили о сроках выхода американского контингента из Нигера

Вывод войск США из Нигера займет примерно два-три месяца. Такое мнение в разговоре с газетой ВЗГЛЯД высказала африканист Тамара Андреева. Она напомнила, что в такой срок уложились французы, покинувшие африканскую страну ранее. Несколько иную позицию высказал африканист Андрей Маслов. По его мнению, Пентагон будет всячески затягивать этот процесс. Ранее российские и американские военные оказались на одной базе в Нигере.

Швеция отвергла идею о международном расследовании подрыва «Северных потоков»

Министерство иностранных дел Швеции заявило об отсутствии необходимости в проведении международного расследования взрывов на газопроводе «Северный поток», поскольку «оно ничего не даст».
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?