Мероприятия оппозиционной «Другой России» в Москве вычислить нетрудно. Если где-то в городе вы увидели автобус с ОМОНом и нескольких активистов движения «Наши» в медицинских халатах, значит, рядом обязательно найдется кто-нибудь из трио Каспаров – Касьянов – Лимонов и представители возглавляемых ими организаций. Наткнувшись на соответствующие ориентиры и свернув в окруженную толпой гостиницу «Космос», я обнаружил одновременно и Каспарова, и Лимонова, и даже записавшегося в оппозиционеры бывшего главу Центробанка Виктора Геращенко. Городские приметы не подводят.
Если будет несколько кандидатов в президенты – это позорище и безобразие
В холле «Космоса» – Геращенко, Каспаров и Лимонов. Первый отмахивается от прессы и уходит в служебные помещения, второй раздает многочисленные интервью западным журналистам, жалуясь на то, что в прессу его не пускают. «Запад с вами», – утешают шахматиста американские репортеры. Лимонов вниманием акул пера обделен, обижается на это и пытается уйти. «Давайте я с вами пообщаюсь!» – успокаивает его журналистка одной из московских радиостанций.
Писатель успокаивается и рассказывает журналистке о своих отношениях с Касьяновым.
«Идеологически я далек от Касьянова, но подхожу к делу с прагматичной стороны, я поддерживаю Михаила. Для консервативной части населения Касьянов – бывший премьер-министр и продолжатель политики Путина. Они проголосуют за него, а мы проведем реформы», – говорит Лимонов. И поняв несуразность своих слов, пытается на что-нибудь отвлечься. К счастью, мимо окна начинают порхать листовки, сброшенные с крыши активистами молодежного движения «Россия молодая».
Мимо проходит Хакамада, ей ввиду отсутствия опыта революционной борьбы о листовках сказать нечего, и на нее не обращают внимания. Журналисты и фотокорреспонденты отталкивают экс-кандидата в президенты в сторону и бросаются читать раскиданные листовки. Но долго публичные чтения не продолжаются, собравшиеся уходят в главный зал.
«Доброе утро, нет, добрый день – утром мы работали», – начинает свое выступление Касьянов. И рассказывает о тяжелом положении страны – власть, по его словам, «запуталась в проблеме 2008», «судный день» для правящей верхушки приближается, а энергии в стране не хватает «не только для растущего производства, но даже для населения». Население, по мнению Касьянова, вообще живет неплохо, но через несколько лет действующей власти в стране наступит катастрофа. А при президенте от оппозиции – не наступит. Либерал Касьянов обещает народу бесплатное образование, бесплатную медицину и восстановление советской социальной системы.
В первый же свой срок экс-премьер обещает переселить четверть населения страны в новые дома, повысить пенсии на 120% и ликвидировать детские дома – всех сирот при власти оппозиции будут разбирать по семьям. Олигархи будут честными, военная служба – полностью контрактной, а судьи – выборными. И вообще при президенте Касьянове все будет не просто хорошо, а отлично. Под аплодисменты он уступает место на трибуне заместителю председателя президиума РНДС Ирине Хакамаде.
Хакамада говорит быстро, она благодарна Касьянову за то, что тот принял в РНДС социальную программу «Фонда социальной политики», и рассказывает, каким должен быть кандидат от оппозиции. Кандидат должен быть единым и не должен быть патриотом. Мол, патриоты не могут трезво смотреть на проблемы России.
Вышедшая следом председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева еще лаконичнее. Она жалуется на трусость народа, не способного идти за оппозицией. Жалуется на глупость народа, неспособного понять, что выборы определяют жизнь страны на несколько лет вперед. Жалуется на «самое богатое государство», в котором живут «самые бедные в Европе люди». И кивает на марши несогласных, проходящие во все большем числе городов.
Один из организаторов этих маршей, Каспаров, выходит на трибуну и благодарит за поддержку ОМОН. ОМОН и «Молодежная гвардия «Единой России», по словам Каспарова, привлекают внимание к несогласным. Каспаров обещает оппозиции победу и призывает вступать в «Другую Россию» членов других оппозиционных партий.
«Если лидеры других партий не перейдут в «Другую Россию», мы будем общаться с их активистами и рядовыми членами и переманим их к себе», – угрожает Каспаров. И обещает двух кандидатов в президенты от оппозиции – Геращенко и Касьянова. «Окончательный выбор кандидата мы сделаем осенью», – говорит Каспаров. «Нас поддерживают даже бюрократы, те, что не погрязли в коррупции», – радует шахматист публику и уступает трибуну Лимонову.
«Побольше красного, Михаил Михайлович, – говорит Лимонов, выйдя на сцену. – Именно так я хотел вам сказать раньше». Но теперь Лимонов увидел, что красного в программе РНДС достаточно, все социальные гарантии Касьянов обещает. Чему национал-большевик искренне рад.
На радостях Лимонов начинает говорить о шести-семи тысячах участников прошедших в столицах маршей несогласных, зрители смеются, а в зал выбегает один из «санитаров» «Наших». «Санитара» хватают под руки и уносят, Лимонов смущается, называет коллаборационистами Явлинского и Зюганова и предлагает всем, кроме них, вступить в «Другую Россию». И снова призывает Касьянова прибавить в свою программу побольше красного, ведь «наш народ уже насмотрелся на Гайдара и Чубайса».
«У нас страна левая, это правда, не нужно смеяться, но ей нужны правые реформы», – не соглашается с Лимоновым заменивший его на трибуне Борис Немцов. «Поменьше красного», – говорит он и клеймит режим, обвинивший «лучшие в мире британские спецслужбы» в неумелом убийстве Литвиненко. Касьянов, по словам Немцова, кандидат не идеальный, но лучший. Единственное, что не нравится Немцову в Касьянове, – поддержка Михаила Зурабова и Сергея Иванова. Касьянов, по словам Немцова, должен быть единственным кандидатом в президенты. «Если будет несколько кандидатов в президенты – это позорище и безобразие», – говорит Немцов и обещает «пролоббировать кандидата от оппозиции в партии СПС».
По итогам выступления Немцова Касьянова объявили кандидатом в президенты от оппозиции.
Выступая перед журналистами, Касьянов не стал скрывать своего раздражения соратниками по «Другой России». Отвечая на вопрос о другом кандидате от оппозиции, Касьянов заявил, что кандидата нет и быть не может. «До выборов осталось практически полгода», и в условиях такой острой нехватки времени «говорить о каких-то еще кандидатах было бы безответственно». А Геращенко Касьянов уважает, но пока тот не вступит в «Другую Россию», говорить о нем как о кандидате – нельзя. «Вопрос о единственном кандидате должен быть решен сегодня или завтра».
И никак иначе. А на неоднократно заданный вопрос: «Снимете ли вы свою кандидатуру, если от оппозиции найдется более популярный кандидат» – Касьянов прямо отвечать отказался.