Визит Владимира Путина в Австрию и Люксембург выглядел своего рода логическим продолжением состоявшегося на прошлой неделе саммита Россия – ЕС. В том смысле, что не совсем однозначные итоги самарской встречи требовали какого-то дополнительного развития, пусть и достаточно локального.
Россия – Запад: проблемы остаются
На Россию приходится более 90% австрийского газового импорта, однако никому не пришло при этом в голову шуметь об опасности монополизма
В этом смысле посещение российским президентом двух небольших западноевропейских государств стало именно «тем что надо». То есть без особого размаха, максимально сдержанно и консервативно, но при этом с немалой отдачей, причем не только экономической. Хотя упор был, конечно, сделан именно на экономику, что понятно хотя бы при взгляде на состав нашей делегации.
Наряду с чисто хозяйственными аспектами интересны и сопутствующие моменты – характера, скорее, психологического. Так, в ходе визита было отмечено, что на Россию приходится более 90% австрийского газового импорта, однако никому не пришло при этом в голову шуметь об опасности монополизма.
Политические заявления также носили благоприятный для России тон. Так, президент Австрии Хайнц Фишер выразил озабоченность по поводу планов установки в Европе элементов американской системы ПРО. А депутат земельного парламента Хайнц Хуфнагль несколько ранее высказался куда более жестко и определенно: «На европейском континенте никогда больше не должно быть поводов для конфронтации. Власти Польши и Чехии должны прислушаться к мнению своих народов и не допустить размещения на своей земле элементов американской ПРО».
«Вредной вещью», влекущей за собой гонку вооружений, назвал планы американских военных и Владимир Путин. Эту же линию продолжил российский президент и в Люксембурге, где охарактеризовал аргументацию американской стороны надуманной.
Внешнеполитической повестке было уделено большое внимание и на состоявшейся в среду в Москве пресс-конференции первого вице-премьера российского правительства Сергея Иванова, вышедшей далеко за рамки вопросов развития народного хозяйства. Иванов затронул и «мясной кризис» в отношениях между РФ и Польшей, и все ту же «проблему ПРО». Более подробно остановился вице-премьер на ситуации с Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). По его словам, Россия – единственная из подписавших договор стран, успевшая еще и ратифицировать документ, и, соответственно, «вступит ДОВСЕ в силу – будем выполнять, не вступит – не будем». Пока же уведомления о перемещении войск и прием иностранных инспекций в рамках договора прекращаются. Выглядит жестковато, но при этом вполне симметрично: некоторый холод в отношениях Россия – Запад пока не ослабевает.
Странные конфликты
Андрей Луговой |
Одним из проявлений этого холода можно, пожалуй, признать обращение прокуратуры Великобритании об экстрадиции гражданина РФ Андрея Лугового, против которого выдвинуто обвинение в убийстве Александра Литвиненко. Документ уже направлен в британские МВД и МИД, ведутся консультации с российской стороной.
Новость несколько удивляет хотя бы тем, что разговоры об экстрадиции российских граждан по данному делу велись английской прокуратурой и ранее. Притом что тамошние юристы прекрасно осведомлены о том, что Конституция России не предусматривает возможность выдачи граждан страны иностранным государствам. Генеральный прокурор Юрий Чайка уже пояснил, что, если предложенные британской стороной доказательства вины Лугового будут сочтены достаточными, его будут судить непосредственно в России. Такая постановка вопроса вряд ли устроит британских правоохранителей, так что и тут можно ожидать долгосрочного вялотекущего конфликта.
А вот на Украине вялотекущий конфликт между тамошними ветвями власти на прошедшей неделе едва не перешел в более горячую стадию. По крайней мере, речь уже зашла о введении в стране чрезвычайного положения и коллизии между силовыми структурами. Натуральная «Санта-Барбара» у наших южных соседей затянулась уже больше чем на год – и в России вызывает по преимуществу улыбку (чаще – добродушно-снисходительную, реже – злорадную). Однако и в мыльных операх не все ограничивается сложными чувствами и внезапным обретением родственников – иногда там и кровь льется. Последние события в Киеве напугали некоторых аналитиков, иные заговорили уже едва ли не о новом Гуляйполе.
Впрочем, большинство экспертов лишь ядовито цедили об «очередном раунде тараканьих бегов». И оказались правы: к концу недели было объявлено, что стороны договорились по всем спорным вопросам; внеочередные выборы в Раду назначены на конец сентября. Декларированы согласие и консенсус. Другой вопрос – сколь долго продлится подобное благолепие. Если судить по опыту последнего времени, никак не больше двух-трех недель.
И кстати, наиболее, на наш взгляд, малоприятный сценарий развития событий связан вовсе не с возможностью кровопролития (это как раз маловероятно). Скорее, может произойти противоположное – схватка двух слабохарактерных сил, потихоньку переходящая уже в «борьбу нанайских мальчиков», может вызвать такое разочарование в рядах электората, что на «очередных внеочередных» выборах явка избирателей окажется низкой просто до неприличия.
Рынки и люди
Низкие показатели капитализации российского фондового рынка, на которые достаточно нервно среагировал ряд аналитиков, связаны с общим понижающим трендом на мировых биржах.
Другой вопрос, что и в Европе, и в США кратковременный спад уже сменился ростом – и уже в пятницу котировки в системе РТС начали расти. По мнению некоторых экспертов, дальнейшая коррекция возможна (к примеру, до значения индекса РТС 1700), но оснований для паники уж точно нет.
А вот жесткая реакция кемеровского губернатора Амана Тулеева на аварию на шахте «Юбилейная» как раз неудивительна: все-таки трагедия, унесшая 38 жизней, – это серьезный звонок.
Другой вопрос, что реакция эта оказалась несколько странной: сначала глава региона потребовал сменить собственника компании – владельца шахты (напомним, что в структуру Южкузбассугля входит также шахта «Ульяновская», где в марте тоже произошла трагедия), пригрозив в противном случае «добиваться отзыва лицензии у этой компании».
Вскоре выяснилось, однако, что речь идет лишь об изменении структуры акционеров: контролируемая Романом Абрамовичем Evraz Group выкупает у менеджеров компании 50% ее акций и становится, таким образом, единоличным владельцем. Судя по всему, радикальные изменения ждут менеджмент производства и можно надеяться на то, что с аварийностью теперь наконец-то начнут бороться.