Согласно сообщению главкома ВВС Дробышевского, «на маневрах предстоит отработать вопросы укрепления воздушных рубежей государств Содружества, в том числе действия органов управления при применении дежурных сил ПВО по воздушным судам-нарушителям».
Самолетов будет больше
С начала года российские ВВС ведут очень напряженную боевую учебу, пожалуй, наиболее интенсивную со времен развала СССР
По его словам, планируется боевое применение четырех российских самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-50 для наращивания радиолокационного поля на различных направлениях. Экипажи самолетов Су-24, Су-27 ВВС и войск ПВО Белоруссии и ВВС России «произведут взаимный маневр с аэродромов Россь (Белоруссия) и Сиверский (Россия), а экипажи самолетов Миг-31 ВВС Казахстана выполнят аналогичный маневр с экипажами ВВС России с аэродромов Караганда (Казахстан) и Толмачево (Россия)», – сказал помощник главкома.
Он пояснил, что в связи с большими масштабами учений будут задействованы авиационные базы РФ, расположенные в Киргизии и Армении. Цель учений – отработка вопросов по теме «Управление дежурными по противовоздушной обороне силами Объединенной системы ПВО государств – участников СНГ при выполнении ими задач боевого дежурства».
Следует отметить, что подобные учения, проводившиеся ровно год назад, отличались несколько меньшим количеством привлеченных к участию летательных аппаратов – 80 против 120, и, кроме того, в них были задействованы лишь два самолета дальнего радиолокационного наблюдения и наведения А-50 «Шмель».
Не секрет, что российские самолеты ДРЛН по ряду параметров очень сильно уступают западным аналогам. Возможно, один из четырех привлеченных к нынешним учениям «Шмелей» будет прототипом нового комплекса, модернизированного в рамках темы «Вега».
Еще один отличительный момент предстоящих учений – более широкий маневр аэродромами сопредельных государств. Если в прошлом году в этих мероприятиях участвовали лишь четыре тяжелых перехватчика МиГ-31 ВВС Казахстана и столько же аналогичных самолетов с российской стороны, то в этот раз их будет несколько больше. Малая численность задействованных в этой операции сил еще ни о чем не говорит: при грамотном использовании четверка «тридцать первых» способна
контролировать воздушное пространство на 3000 км по фронту и на 1000 км в глубину. Так же, как и в прошлый раз, аналогичный аэродромный маневр совершат фронтовые бомбардировщики Су-24 и истребители Су-27, принадлежащие РФ и РБ.
Череда учений
МиГ-29УБ |
Примечательно, что с начала года российские ВВС ведут очень напряженную боевую учебу, пожалуй, наиболее интенсивную со времен развала СССР. И действительно: с 9 по 13 апреля в Астраханской области сразу на двух полигонах – Ашулук и Капустин Яр – соединения авиации и ПВО Военно-воздушных сил, ПВО Сухопутных войск провели боевые пуски ракет и учебные бомбометания.
По словам начальника Управления боевой подготовки ВВС генерал-лейтенанта Владислава Стыценкова, «пиковые события в ходе учения проходили 12 числа, когда элементы управления соединениями и частями будут отрабатываться в ходе боевых стрельб всеми имеющимися силами и средствами». Генерал уточнил, что боевые стрельбы провели расчеты зенитных ракетных систем С-300 и БУК-1М. Самолеты Су-24, Су-25, Су-27 и Миг-29 осуществляли пуски ракет и бомбометание. «Истребительная ударная и армейская авиация, расчеты зенитных ракетных систем выполнили стрельбы в условиях постановки реальных помех всем средствам управления войсками и оружием», – подчеркнул он.
По словам собеседника, впервые на полигон выводились не только участвующие в боевой работе части, но и войска обозначения. Их роль выполнили войска Северо-Кавказского военного округа. Менее чем через неделю боевую проверку прошла фронтовая авиация. В течение двух дней небо над Центральной Россией стало ареной учебного воздушного сражения.
Взлетая с девяти аэродромов, боевые самолеты наносили ракетно-бомбовые удары по полигонам и завязывали учебные воздушные бои. Ключевую роль в сражении сыграли пилоты Липецкого центра боевой подготовки и переучивания летного состава – аналога американского Top Gun. В них приняли участие подразделения Московского, Северо-Кавказского и Приволжско-Уральского военных округов. Были задействованы стратегические и фронтовые бомбардировщики, истребители, штурмовики и самолеты военно-транспортной авиации. Основное внимание уделялось действиям по удаленным целям с дозаправками в воздухе.
Как заявил начальник авиацентра Александр Харчевский: «Когда летчик выполняет дозаправку ради тренировки – это одна ситуация. А когда у тебя остается еще 1000 км до своего аэродрома, а у тебя топлива хватает буквально на 200 км. Вот в этой ситуации как раз и проверяется морально-психологическое состояние летчиков и экипажей».
Но и после совместных учений летчикам расслабиться не дадут. В период с 23 по 26 апреля под руководством ГК ВВС пройдут командно-штабные учения с войсками командования специального назначения (КСпН). В течение четырех дней будет отработана тема по проведению и отработке вопросов взаимодействия органов военного управления и формирований ВВС и войск ПВО с территориальными органами Федеральной исполнительной власти, органами местного самоуправления при совместном выполнении задач по предотвращению актов воздушного терроризма.
Учения пройдут в два этапа. К учению привлекаются оперативные группы внутренних войск, МВД, МЧС, ФСБ, ФПС и других министерств и ведомств РФ. В ходе учений будут отработаны не только теоретические, но и практические вопросы, в том числе вопросы принуждения гражданского воздушного судна, захваченного террористами, к посадке и освобождению заложников, недопущения захваченных террористами летательных аппаратов к военным стратегическим объектам.
К учениям привлекаются части и подразделения, на вооружении которых находятся ЗРК С-300, самолеты-истребители Су-27, Миг-29, Миг-31, вертолеты Ми-8, Ми-24. Конечно, в плане поддержания навыков летного и командного состава та повседневная боевая работа, что велась в частях и соединениях ВВС СССР, была более эффективна, чем ограниченные по срокам мероприятия, после которых авиация, исчерпавшая лимиты и ресурсы, снова надолго «приземляется» на своих аэродромах. Но лиха беда начало. Как кажется, российская военная авиация постепенно снова становится на крыло.