Ультиматум предъявил глава российского Совбеза Игорь Иванов еще на прошлой неделе заместителю главы иранской делегации на переговорах по ядерной программе Али Хоссейни-Ташу. Эту информацию распространила влиятельная американская газета The New York Times со ссылкой на европейские, американские и иранские анонимные источники.
Отказ заглушить центрифуги
Возможно, что Совбез ООН на этой неделе проведет голосование о введении новых санкций в отношении Ирана
Аналитики газеты уверены, что причиной ультиматума послужили неразрешенные претензии сторон вокруг строительства АЭС «Бушер». «Мы считаем это очень важным решением со стороны России. Оно показывает, что наши разногласия с Россией по поводу опасности иранской ядерной программы носят временный характер. Россия в целом не хочет, чтобы Иран стал ядерной державой», – поделился с газетой европейский источник.
Высокопоставленный иранский чиновник не опроверг факт выдвижения ультиматума, согласно которому Россия будет поставлять топливо после того, как Иран заморозит программу по обогащению урана в Натанце.
Возможно, что Совбез ООН на этой неделе проведет голосование о введении новых санкций в отношении Ирана, который отказался заглушить центрифуги до 21 февраля.
Замдиректора Центра политической конъюнктуры (ЦПК) Александр Шатилов считает, что сейчас в российском руководстве наблюдается некая раздвоенность по отношению к Ирану. С одной стороны, Иран в последние годы рассматривается в качестве возможного союзника России в создании «альтернативного центра влияния» на Соединенные Штаты, а с другой стороны, российское руководство не может не беспокоить разработка Ираном ядерной военной программы. «Россия, как член Совбеза ООН и одна из немногих ядерных держав, не заинтересована в расширении конкуренции», – сказал политолог газете ВЗГЛЯД.
Шатилов напомнил также, что в последнее время между Ираном и США серьезно обострились отношения и нельзя исключать военного конфликта. «В этой ситуации Россия тоже хочет подстраховаться – на случай, допустим, военного поражения Ирана», – отметил эксперт ЦПК.
Если объективно говорить о возможном американо-иранском конфликте, то он может быть, «как бы это цинично ни звучало, выгоден России». Потому что в итоге будет нанесен косвенный удар в том числе и по Китаю, который является основным потребителем энергоресурсов Ирана. «В случае войны Америка может потерять в имидже и понести большие экономические расходы. Иран соответствующим образом тоже будет нейтрализован как региональная сверхдержава. Одновременно сократятся энергопоставки в Поднебесную, что в принципе, если говорить честно, небезвыгодно России», – пояснил Александр Шатилов.
Не исключено, что российское руководство держит в уме «такого рода аргументы» и пытается сейчас немного диверсифицировать свою позицию по Ирану.
Должен платить сам Иран
Отметим, что официальной причиной прекращения строительства иранского ядерного реактора является экономическая сторона проекта. По сообщению генподрядчика строительства АЭС в Бушере концерна «Атомстройэкспорт», делегация компании вернулась во вторник из Тегерана в Москву в связи с наступлением национального праздника Навруз (Новый год у ираноязычных народов. – Ред.) и двухнедельным перерывом в работе предприятий Ирана. Тем самым Россия и Иран взяли тайм-аут на переговорах по достройке АЭС «Бушер».
Отсутствие финансирования проекта «Бушер», по словам представителя ЗАО «АСЭ», оказывает негативное влияние на поставки необходимого оборудования, а также на процесс командирования специалистов на площадку строительства АЭС.
Тем не менее переговоры представителей Атомстройэкспорта и Организации по атомной энергии Ирана должны возобновиться после праздников. Главной темой по-прежнему остается «обсуждение вопросов по обеспечению достаточного и стабильного финансирования сооружения АЭС «Бушер» на ближайшие 6 месяцев».
Напомним, российско-иранские переговоры по преодолению кризиса финансирования строительства АЭС начались в Москве 7 марта. Через неделю новый раунд переговоров прошел в Тегеране, но договориться переговорщикам снова не удалось.
На сегодняшний день, по информации ЗАО «АСЭ», деньги от иранского заказчика до сих пор не поступили. Последний платеж на счет компании был зачислен в середине января. Иран отрицает заявления российской стороны, утверждая, что средства были перечислены.
Ранее глава Росатома Сергей Кириенко заявил, что Россия не может достраивать Бушерскую АЭС в Иране за свой счет. «За это должен платить сам Иран», – сказал Кириенко. При этом он подчеркнул готовность России принять иранских переговорщиков и реализовывать контракт. По его мнению, иранская АЭС безопасна с точки зрения распространения оружия массового уничтожения. «С учетом принятых решений, что все топливо для АЭС поставит России и заберет отработавшее ядерное топливо, АЭС в Бушере не несет никакой угрозы распространению массового уничтожения, она безопасна», – сказал глава Росатома.
Контракт на завершение строительства первого энергоблока станции был подписан в Тегеране в 1995 году.