В пятницу Госдума рассмотрит в первом чтении новый законопроект, который вносит поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Изменения коснутся ужесточения наказания за нарушения ПДД.
Система бесконтактного фиксирования нарушений – избавление от коррупции», – уверен Васильев
Председатель Комитета Госдумы по безопасности генерал Владимир Васильев привел статистику, которая побудила фракцию «Единая Россия» вновь пересмотреть некоторые статьи КоАП. На сегодня в России насчитывается 36 млн автомобилей.
В прошлом году на дорогах погибло 32 тыс. человек. В Англии, например, эта цифра ниже в 3 раза. 285 тыс. человек получили серьезные увечья. Кроме того, как заметил Васильев, последствия аварий – бремя для медицинского обслуживания. Поэтому депутаты сочли себя обязанными как-то изменить ситуацию.
Для этого, например, принята федеральная целевая программа сроком на 6 лет. На нее из бюджета выделено больше 50 млрд рублей. Эти деньги пойдут не только на ремонт дорог, но и замену дорожных знаков. 80% дорожных обозначений давно изжили свой срок, а 40% не соответствуют ГОСТу. Владимир Васильев заверил, что «Единая Россия» вносит предложения по улучшению дорог. Но пока выделенных денег явно не хватает.
Васильев считает, что на столь удручающую аварийную обстановку влияют в основном три фактора: качество дорожного покрытия, регулирование движения и культура вождения. Генерал-депутат напомнил, что 2007 год еще и предвыборный. И поднимать вопрос об ужесточении ответственности за нарушения ПДД – «проиграть на выборах». Однако «Единая Россия», оценивая риски, видит решение проблемы в выработке четкой системы, а для этого нужно правовое основание.
Единороссы предлагают ввести «презумпцию виновности». Большинство аварий происходит на трудных участках трассы, где инспекторы ГИБДД появляются лишь после происшествия. «Чаще мы видим инспектора в кустах», – сказал Васильев. Вместо инспектора необходимо установить на этих участках камеры видеонаблюдения, о чем недавно писала газета ВЗГЛЯД.
«Система бесконтактного фиксирования нарушений – избавление от коррупции», – уверен Васильев. Причем предлагается воспользоваться зарубежным опытом, где камеры на дорогах давно доказали свою эффективность. Главная цель – не выявлять нарушения, а предотвращать их.
Еще один важный шаг для сокращения числа аварий – внесение поправок в КоАП. Васильев отметил, что критика этого законопроекта привела к изменениям, но по-прежнему остается много спорных вопросов. Например, Минздрав предложил признавать водителя пьяным, если в его организме содержится 0,3 промилле на литр крови. За рубежом эта цифра равна 0,5 промилле. Поэтому в пятницу парламентарии обещают подискутировать насчет этой цифры.
Всем знакомые «трубки трезвости», определяющие алкоголь даже в выпитом накануне кефире, сменят алкотестеры отечественного и иностранного производства. Если алкотестер обнаружит у водителя алкоголь в крови, то нарушителю предложат пройти более тщательное освидетельствование в специальной лаборатории. Затем составят протокол и водитель заплатит по суду штраф до 5 тысяч либо попадет под арест. Если же он откажется от прохождения теста, то его вправе задержать на 15 суток.
Остальными статьями предусматривается увеличение штрафов за нарушение правил ПДД. Например, не пристегнутых ремнем безопасности водителей оштрафуют на 300 рублей. За езду без прав придется выложить 2500 рублей. Те, кто сядут за баранку, будучи лишенными прав, заплатят 2500 рублей и на 1–1,5 года потеряют право водить машину.
Васильев пообещал, что, когда закон примут, «Единая Россия» внесет новые поправки, если его действие «принесет больше вреда, а не пользы».
«Многое будет зависеть от того, как будет работать закон. Мы понимаем, что поправки болезненны», – сказал Васильев. Но простого решения не может быть в принципе, поэтому депутаты готовы к критике.
Вице-президент Движения автомобилистов России адвокат Леонид Ольшанский считает, что Васильев в более корректной и мягкой форме высказал то, что председатель профильного комитета Владимир Плигин и «представители ГАИ» делают в более резкой форме. По убеждению Ольшанского, законопроект нарушает конституцию.
«Краеугольный камень конституции – презумпция невиновности. Должна быть доказана любая вина. Хоть проезд перекрестка на красный свет», – настаивает Ольшанский. «Никакой научной конференции не хватит, чтобы анализировать этот законопроект. И это будет большая беда, в первую очередь для больших городов», – заявил Ольшанский газете ВЗГЛЯД.