Глава Азербайджана и ранее давал понять, что терпение Азербайджана не безгранично и если не удастся урегулировать конфликт дипломатическими средствами, то Баку может прибегнуть «к другим путям». Однако никогда раньше Алиев не говорил открыто о «военном пути» освобождения оккупированных территорий.
По данным Министерства обороны Азербайджана, в последние три месяца противник практически ежедневно нарушает режим прекращения огня
При этом глава Азербайджана демонстрирует решимость в укреплении военного потенциала страны, невзирая на предостережения западных держав о недопустимости военного пути урегулирования конфликта.
Неделю назад на совещании, посвященном итогам социально-экономического развития страны за 9 месяцев 2007 года, Алиев заявил, что в условиях, когда «оккупационные силы» ведут себя на переговорах «неискренне», Азербайджан должен укреплять свой военный потенциал. «Никто не может нас вынудить отказаться от этого. Это наше суверенное право», – сказал Алиев.
Он подчеркнул, что Азербайджан намерен и дальше принимать меры по повышению профессиональной подготовки армии, приобретать вооружения, создавать собственный военно-промышленный комплекс. Как отметил Алиев, если в 2005 году военный бюджет Азербайджана составлял всего 178 млн долларов, в 2007 году достиг уже 1 млрд долларов, а в 2008 году этот показатель достигнет 1,3 млрд долларов.
Наращивание военных расходов становится возможным благодаря росту нефтяных доходов Азербайджана. В 2008 году общие расходы госбюджета Азербайджана достигнут 10 млрд долларов. Алиев не раз подчеркивал, что в ближайшие годы военные расходы Азербайджана будут превышать общий госбюджет Армении.
Карабахский конфликт остается главной проблемой Азербайджана. Серьезную гуманитарную проблему представляет тяжелое положение около миллиона беженцев из Армении и вынужденных переселенцев с оккупированных территорий. Продолжающиеся около 15 лет переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ, в которой последние 10 лет сопредседательствуют США, Россия и Франция, не приносят результатов.
Такая ситуация побуждает руководство Азербайджана все больше прибегать к военной риторике. Не случайно последнее заявление Ильхама Алиева прозвучало сразу после очередного безрезультатного визита в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ – Мэтью Брайзы (США), Юрия Мерзлякова (Россия) и Бернара Фасье (Франция).
В Баку ожидают от посредников оказания воздействия на Ереван с целью проявления «конструктивизма» на переговорах, которые вновь зашли в тупик после состоявшейся в июне 2007 года встречи президентов Азербайджана и Армении в Санкт-Петербурге.
По словам заместителя министра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова, ситуация на переговорах после встречи президентов в Санкт-Петербурге в июне сего года не создает основы для новой встречи, что связано с позицией руководства Армении. Как отметил Азимов, позиции и подходы Армении относительно карабахского конфликта не соответствуют нормам и принципам международного права.
Тем временем из Еревана поступают сигналы о том, что до завершения президентских выборов в Армении, которые состоятся весной 2008 года, каких-либо подвижек в переговорном процессе ожидать не стоит. Таким образом, возможный прогресс карабахского урегулирования вновь отодвигается на неопределенную перспективу. В Баку считают, что армянская сторона ведет себя неискренне и всячески стремится торпедировать мирный процесс.
В Азербайджане считают, что посредники должны оказывать больше воздействия на Армению, чтобы убедить ее признать необходимость урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана. Азербайджанские дипломаты указывают на признание примата в международном праве принципа территориальной целостности над принципом права наций на самоопределение, на что ссылается армянская сторона.
В свою очередь посредники перекладывают ответственность за принятие принципиальных решений на сами стороны, обещая помощь в обеспечении реализации достигнутых договоренностей. Между тем стороны остаются на диаметрально противоположных позициях.
Баку выступает за урегулирование конфликта на основе территориальной целостности Азербайджана и обещает предоставление Нагорному Карабаху самого высокого статуса автономии. Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров даже называл модели такой автономии по примеру статуса Татарстана, или Аландских островов в Финляндии, или Тироля в Италии.
В Ереване исключают возможность вертикальных отношений Нагорного Карабаха с Баку и считают, что НК либо должен стать независимым, либо присоединиться к Армении. Армянская сторона готова вернуть часть территорий вокруг НК только на этих условиях.
Подобная неуступчивость Армении и побуждает руководство Азербайджана быть готовым к возобновлению военных действий. Тем более что, по данным Министерства обороны страны, в последние три месяца противник практически ежедневно нарушает режим прекращения огня на линии соприкосновения вооруженных сил Азербайджана и Армении.
Военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха начались в конце 1991 года. В результате военных действий Армения оккупировала Нагорный Карабах и еще 7 районов вокруг НК. С мая 1994 года действует режим прекращения огня.