Проблему развертывания элементов противоракетной обороны США в Польше и Чехии, судьбу Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и ситуацию в Афганистане обсуждал сегодня министр обороны России Анатолий Сердюков со своими коллегами из стран Североатлантического альянса. Встреча состоялась на неформальном заседании Совета Россия – НАТО в голландском городе Нордвейк.
Всё, что нам предлагалось, нас не устраивает, мы остаемся на своей позиции, хотя американцы стали лучше понимать наши проблемы
Еще до начала встречи Министерство обороны РФ распространило информационное сообщение, в котором напомнило об официальной позиции РФ по всем трем вопросам.
Так, по поводу ПРО в сообщении значилось следующее: «Важно, что этот вопрос сдвинулся с мертвой точки, и Соединенные Штаты стали к нам прислушиваться; тем не менее позиция Москвы остается неизменной: в развертывании третьего позиционного района ПРО США в Европе никакой необходимости нет».
Не изменилась и позиция России по ДОВСЕ – договор сохранит жизнеспособность лишь в случае ратификации его адаптированного варианта всеми странами НАТО, подчеркивается в сообщении.
Что касается Афганистана, «Россия намерена оказывать этой стране помощь, в том числе в подготовке военных кадров, ремонте и модернизации вооружения и военной техники, но только за наличный расчет, а не на безвозмездной основе».
По итогам круглого стола Сердюков вышел к журналистам и сообщил, что договориться с коллегами по вопросу размещения американской системы ПРО в Европе ему так и не удалось.
«По крайней мере, всё, что нам предлагалось, нас не устраивает, мы остаемся на своей позиции, хотя мне показалось, что американцы стали лучше понимать наши озабоченности», – заявил министр, признав, что в отношениях России и НАТО есть несколько вопросов, по которым «пока не находятся точки соприкосновения».
«Это касается в первую очередь ДОВСЕ и ПРО, – уточнил Сердюков. – Я еще раз высказал позицию России по этому поводу. Они в ответ изложили свою позицию».
Впрочем, оптимизм российского министра обороны не покидает. В беседе с российскими журналистами он всё-таки выразил надежду на то, что прогресс в диалоге с США по ПРО возможен.
Через полгода в США состоится очередная встреча глав внешнеполитических и военных ведомств двух стран в формате «2+2», а в предшествующий им период «предстоит интенсивная работа российских и американских экспертов».
При этом оптимизм Сердюкова по вопросу ДОВСЕ имеет под собой прямые основания. Страны НАТО вполне могут ратифицировать адаптированный вариант договора до истечения в декабре срока российского моратория на его исполнение.
«Мораторий стимулирует страны НАТО на то, чтобы как можно быстрее принять решение. В частности, министр обороны Германии высказался за то, что надо подписать и ратифицировать адаптированный ДОВСЕ как можно быстрее и таким образом выполнить основное условие российской стороны», – заявил министр обороны.
Что касается оценки сотрудничества России и НАТО Сердюков заявил, что «практически во всех выступлениях его коллег прозвучала позитивная оценка». В числе прочего речь шла и о транзите военного имущества из стран НАТО через российскую территорию в Афганистан.
«Я также сделал доклад о наших совместных действиях. В том числе об участии нашего сторожевого корабля в антитеррористической операции НАТО в Средиземном море «Активные усилия», об участии России в деятельности по стабилизации ситуации в Афганистане», – подытожил Сердюков.
Добавим, что перед заседанием совета у Анатолия Сердюкова состоялась двусторонняя встреча с генеральным секретарем НАТО Яапом де Хоопом Схеффером.
По итогам разговора с российским министром генсек заявил журналистам, что сотрудничество НАТО и РФ по Афганистану, в частности в сфере борьбы с наркотиками, является «хорошим примером практического взаимодействия». «В будущем мы сможем использовать и другие возможности для подобного сотрудничества», – подытожил он.
Впрочем, разногласия между Россией и НАТО генсек Альянса не отрицает. «Имеющиеся в рамках Совета Россия – НАТО различия во мнениях также хорошо известны. Тем не менее именно в отношении этих сложных вопросов Совет показал свою полезность как форум конструктивного политического диалога», – заключил Хооп Схеффер.
Напомним, что Совет Россия – НАТО был учрежден в соответствии с Римской декларацией 2002 года «Отношения Россия – НАТО: новое качество». Россия и государства – члены НАТО работают в Совете в качестве равноправных партнеров в областях, представляющих взаимный интерес, проводят консультации и вырабатывают совместные решения по вопросам безопасности в евроатлантическом регионе.