В ночь на пятницу в Лисабоне главы государств и правительств 27 стран – членов Евросоюза на неформальной двухдневной встрече одобрили новое базовое соглашение о функционировании организации – Договор о реформах.
Согласно принципу «двойного большинства» решение считается принятым, если за него проголосовали представители 55% государств ЕС
Это означает, что теперь новый документ лидеры ЕС официально подпишут 13 декабря в Лисабоне. Затем его должны одобрить национальные парламенты. Если все пройдет так, как планируется, то договор вступит в силу во второй половине 2009 года.
Договор о реформах придет на смену евроконституции. От нее отказались после того, как в 2005 году на национальных референдумах во Франции и Голландии большинство высказалось против единого закона для всех стран – членов ЕС.
В новом базовом договоре не будет статей о символике – флаге и гимне. Но появится пост президента, которого будут выбирать на 2,5 года. Кроме этого, верховный представитель по общей внешней политике и безопасности (его сейчас занимает Хавьер Солана) получит статус зампредседателя Еврокомиссии.
То, что в Лисабоне лидеры нашли общий язык и так быстро пришли к пониманию, – настоящая сенсация. Премьер-министр Португалии Жозе Сократиш заявил в пятницу, что Евросоюз вышел из кризиса. Так он прокомментировал достижение соглашения.
До последнего момента многие сомневались, что все пройдет гладко. Главная причина в Польше, которая вновь грозилась сорвать саммит Евросоюза.
Польский президент Лех Качиньский перед вылетом в Лисабон заявил польскому радио следующее: «Польша хочет, чтобы лидеры Евросоюза согласились на выполнение нашего требования: «Иоаннинский механизм» принятия решений вписать в специальный протокол к евроконституции».
Так называемый механизм из Иоаннины отсрочивает принятие решения странами ЕС до момента достижения полного согласия всех государств по любому вопросу. Варшава настаивает, чтобы этот механизм стал обязательным. В противном случае Качиньский грозил затормозить принятие общего документа. «В этой ситуации у нас нет поля для маневра», – заявил господин Качиньский.
Он поставил одно условие – или Варшава получит то, чего хочет, или «мы будем вынуждены отложить эту дискуссию». Эти слова подкреплены летними событиями.
Тогда на последнем саммите ЕС в Брюсселе в конце июня Польша, не найдя среди партнеров по Евросоюзу поддержки для своего предложения, предполагающего распределение голосов в ЕС по принципу квадратного корня (от численности населения страны), внесла другие предложения.
Появилась идея добавить к системе голосования «двойным большинством» государств и их жителей при распределении голосов в Совете министров ЕС в 2014 году, против которой выступала Польша, дополнительный «аварийный тормоз», так называемый компромисс из Иоаннины (Иоаннина – название города в Греции).
Компромисс из Иоаннины позволяет странам ЕС откладывать выполнение решения на протяжении «разумного периода времени», даже если они не имеют количества голосов, достаточного для того, чтобы заблокировать решение, поясняет РИА «Новости».
Согласно принципу «двойного большинства» решение считается принятым, если за него проголосовали представители 55% государств ЕС, в которых проживает не менее 65% населения Евросоюза. Однако страны, которым не удастся создать блокирующего меньшинства, смогут отложить решение вопроса и предложить вести дальнейшие переговоры.
В ходе состоявшихся минувшей ночью переговоров участники встречи убедили лидеров Польши и Италии смягчить свои требования в отношении отдельных статей документов.
По настоянию Польши было решено, что «механизм Иоаннины» будет действовать более длительный отрезок времени, чем планировалось изначально.
Италия, возражавшая против предусмотренного проектом договора перераспределения мест в Европарламенте, в результате которого общее число депутатских мандатов сокращалось сразу у 17 членов ЕС, включая итальянцев, получила на один мандат больше. Таким образом, у нее будет равное с Великобританией и Францией число депутатов.
Вена сможет ограничивать число иностранных студентов, обучающихся в Австрии. Болгария отстояла свое право на создание варианта единой европейской валюты (евро) на кириллице. Болгары настаивали на праве чеканки монет со словом «евро» вместо общеупотребительного «euro».
«Болгария имеет право писать слово «евро» в соответствии со своими лингвистическими нормами. Я думаю, возникшая проблема будет в скором времени решена», – пообещал председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу на этой неделе.
Второй день лисабонского саммита будет посвящен вопросам социально-экономического развития ЕС.