По мнению Владимира Путина, сотрудничество и координация в управлении ресурсами моря, совместное их использование и восстановление пойдет на пользу всем прикаспийским государствам. В этой связи он предположил, что по Южному Каспию заинтересованные стороны найдут сбалансированное и взаимоприемлемое решение.
Однако до самого последнего момента сохранялась интрига – состоятся ли прямые переговоры российского и иранского руководства вокруг ядерной программы ИРИ?
«Для заключения соглашений о разграничении дна в целях недропользования можно и не дожидаться выработки конвенции о правовом статусе Каспия или задействовать пятисторонний формат», – считает российский президент.
Такие принципы делимитации основываются «не только на устоявшихся дипломатических традициях, но и на опыте многих поколений людей, веками занимавшихся мореплаванием, рыбной ловлей, торговлей на Каспии», пояснил он.
Они хорошо понимали своеобразие этого уникального и легкоранимого памятника природы. «Не случайно наши предшественники придерживались здесь особых режимов судоходства и рыболовства», – уточил Путин.
Глава российского государства с удовлетворением отметил, что в подписанной декларации прикаспийских стран решается ряд принципиальных вопросов. В частности, они касаются областей судоходства под национальными флагами прикаспийских государств, что, на взгляд участников саммита, очень важно.
Подписанный документ устанавливает свод принципов поведения прикаспийских государств и станет политическим ориентиром в каспийских делах до выработки конвенции о правовом статусе моря, который остается неопределенным с момента распада СССР.
В своем выступлении Владимир Путин также констатировал необходимость решать все вопросы, учитывая интересы друг друга, соблюдая суверенитет и отказываясь даже не только от применения какой бы то ни было силы, но и даже упоминания о возможности применения силы.
Президент России напомнил, что Москва всегда выступала за то, чтобы перевести диалог между прикаспийскими государствами на постоянную основу. «Сегодня такой подход воплощается в жизнь», – подчеркнул он.
Итоговая декларация саммита «предусматривает регулярный характер встреч глав прикаспийских государств, а в период между ними – министров иностранных дел и уполномоченных сторон». Глава российского государства отметил, что «такой механизм позволит обсуждать и решать в рамках каспийской «пятерки» все возникающие региональные проблемы. А главное, это открывает новые возможности для развития взаимовыгодного сотрудничества и партнерства на Каспии».
В частности, Владимир Путин сообщил, что Россия проведет в следующем году экономическую конференцию прикаспийских государств. Стороны также договорились, что следующий саммит прикаспийских государств пройдет в Баку в 2008 году.
В ходе выступления президент России подчеркнул, что углубление добрососедских отношений с прикаспийскими государствами входит в число внешнеполитических приоритетов России.
«Мы искренне стремимся к тому, чтобы Каспийское море не разъединяло, а объединяло, связывало всех нас. И убеждены: пространство Каспия не должно быть сплошь перекрыто государственными границами, секторами и исключительными зонами», – цитирует ИТАР-ТАСС слова Путина.
Глава российского государства отметил важность того, что Москва говорит о невозможности предоставления своей собственной территории для других стран в случае агрессии либо каких-либо военных действий в отношении одного из прикаспийских государств.
«Это важные принципы, которые закрепляются здесь, в этом документе, и которые создадут ту атмосферу доверия, используя которую мы и сможем в конечном итоге решить все основополагающие принципы, которые мы заложим в этом регионе на многие годы вперед», – сказал он.
Одной из приоритетных областей сотрудничества российский президент считает обеспечение безопасности и стабильности в регионе. «Безопасность мореплавания, защита объектов нефте- и газодобычи, а также совместная борьба с международным терроризмом и экстремизмом», – указал Путин.
«И здесь уже есть конкретные инициативы, заслуживающие, на наш взгляд, самого серьезного внимания, – информировал он. – Имею в виду казахстанский проект пакта стабильности и иранский проект соглашения о мерах доверия и стабильности».
Владимир Путин отметил также российское предложение по созданию совместной военно-морской группы оперативного взаимодействия «Касфор». В качестве удачного примера подобного сотрудничества он привел взаимодействие на Черном море.
По словам российского президента, Москва активно обсуждает с Казахстаном сотрудничество в реализации инфраструктурных проектов, в частности развитие транспортного коридора «Север – Юг». По мнению Владимира Путина, перспективной задачей является улучшение связи между Каспийским морем и Черноморским и Азовским бассейнами.
Выступая на итоговой пресс-конференции, Владимир Путин оценил прошедший саммит как успешный. «Мы говорили очень откровенно, предметно, заинтересованно», – считает российский президент. По его словам, не во всем точки зрения участников совпадали, но «совершенно очевидно, что есть желание прийти к консенсусу». «Уверен, что если такая атмосфера будет сохранена, то все решения будут достигнуты», – передает слова Путина ИТАР-ТАСС.
Однако до самого последнего момента сохранялась интрига – состоятся ли прямые переговоры российского и иранского руководства вокруг ядерной программы ИРИ?
Москва неоднократно подчеркивала, что выступает за диалог с Ираном. Путин считает, что проблема может быть решена аналогично северокорейской, то есть мирным путем.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, также сопровождающий президента в поездке, уже подтвердил, что по иранской ядерной проблеме Путин твердо намерен придерживаться общей позиции Совбеза ООН и «шестерки», то есть настаивать на детальном выполнении Тегераном резолюции Совбеза и продолжении работы с МАГАТЭ.
Свое намерение провести переговоры с руководством Ирана российский президент подтвердил накануне визита в ходе работы форума «Петербургский диалог» в Висбадене. Но это уже другая история.