В пятницу в Москве пройдут российско-американские консультации по проблематике стратегической безопасности в формате «2+2». Главы внешнеполитических ведомств двух стран Сергей Лавров и Кондолиза Райс, а также министры обороны Анатолий Сердюков и Роберт Гейтс поговорят о планах Вашингтона разместить 10 противоракет в Польше и радар в Чехии. Россия предлагает отказаться США от этой затеи.
Сказать, что будет что-то толковое в результате встречи в формате министров иностранных дел и обороны, вряд ли можно
Вашингтон настаивает, что третий позиционный район ПРО в Европе защитит его от «страны-изгоя Ирана». Ранее в этом контексте упоминалась и Северная Корея. Но в свете последних событий, когда лидер КНДР Ким Чен Ир идет на мировую и в обмен на экономическую помощь глушит ядерные реакторы, Пхеньян ставят в пример Тегерану. Не так давно Джордж Буш заявил, что Северная Корея могла бы стать моделью для разрешения кризиса вокруг иранской ядерной программы.
Москву аргументы США не устраивают. Россия считает размещение элементов ПРО вблизи своих границ угрозой национальной безопасности. Летом президент России Владимир Путин предлагал Вашингтону в качестве альтернативы совместно использовать азербайджанскую Габалинскую РЛС, а также строящуюся на юге России Армавирскую РЛС. Но США это предложение не приняли. Посетив в октябре Габалу, они сочли ее устаревшей и не отвечающей современным требованиям.
Американцам нужен радар, который не только отслеживает ракетные пуски, но и наводит на вражеские мишени ракеты-перехватчики. Правда, Пентагон согласился включить азербайджанский радар в свою ПРО. Но это не устроило Россию. Поэтому переговоров в формате «2+2» ждали давно.
Эксперты называют это последним шансом найти компромисс. В преддверии встречи Сергей Лавров заявил, что «американская сторона обещала привезти на встречу «2+2» конкретный ответ на наши предложения». Лаврова, по его признанию, обнадеживают консультации, которые прошли перед решающими переговорами.
Замгоссекретаря США по странам Европы и Евразии Дэниэл Фрид заявил, что администрация Джорджа Буша считает предложения России по ПРО «очень интересными» и не исключает российского участия в системах ПРО вместе с США.
«Нужно, таким образом, по-новому обозначить проблему, чтобы в ответ мы и русские и, возможно, НАТО или Совет Россия – НАТО работали бы вместе над созданием общей системы или общих сетей систем, которые внесли бы вклад в безопасность всех и ответили бы также на обеспокоенность русских», – говорил господин Фрид 5 октября.
Перед отъездом в Россию на консультации госсекретарь Кондолиза Райс поделилась исчерпывающей информацией о целях визита. Говоря о ПРО в Европе, она заявила, что США «нужны точки в Польше и Чехии», но при этом у США «имеется значительный интерес как к Азербайджану, так и к ряду возможностей в самой России».
Поэтому на переговорах в Москве США «продолжат усилия для поиска пути сотрудничества по ПРО». «Мы этого очень хотим, и русские просигнализировали, что они тоже этого хотят», – цитирует Райс РИА «Новости».
Накануне Россия поделилась еще одним сценарием для предотвращения расширения американской ПРО. Директор Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИДа России Анатолий Антонов с трибуны ООН предложил «провести анализ потенциальных ракетных угроз вплоть до 2020 года и подумать над созданием региональной системы объективного мониторинга за развитием стратегической ситуации». Он пояснил, что это не дополнение к планам США по развертыванию базы ПРО в Европе, а альтернатива им.
Переговоров в формате «2+2» ждали с лета, но сближения позиций ожидать не приходится. В четверг причины назвал экс-начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения генерал-полковник Виктор Есин. Он считает иранскую угрозу поводом создать третий позиционный район в Европе.
«Сказать, что будет что-то толковое в результате встречи в формате министров иностранных дел и обороны, вряд ли можно. По крайней мере, у меня оптимизма нет», – сказал господин Есин.
По мнению генерала, совместное использование РЛС в Габале и Армавире позволило бы следить за развитием иранской ракетной программы. Но отказ США значит, что «на самом деле этот район имеет двойное назначение, и главная его составляющая – это следить за европейской частью России и иметь возможность поражать российские ракеты ответного удара».
Помимо стратегических вопросов США интересуются внутриполитической ситуацией в России. Кондолиза Райс хочет узнать об этом из уст представителей российского гражданского общества.
«В России сейчас интересное время, и я с нетерпением жду возможности провести ряд обсуждений, которые у меня будут с некоторыми членами неправительственных организаций и гражданского общества», – сообщила госпожа Райс.