Белому дому недостаточно скандального резонанса от речи вице-президента США Ричарда Чейни в Вильнюсе. В субботу с резкой критикой российской внешнеполитической доктрины выступил министр обороны Америки Дональд Рамсфелд. По его словам Россия, Китай и Северная Корея могут помешать сотрудничеству в сфере безопасности между странами Юго-Восточной Азии. «Они могут мешать, если не станут более открытыми», – подчеркивает господин Рамсфелд. Критику в адрес внешней политики трех стран, претендующих на усиление влияния в регионе, министр обороны США аргументирует «попытками России ограничить свободу соседних стран, недостаточной прозрачностью военных расходов Китая, а также угрозой Северной Кореи в ядерной сфере».
Россия, Китай и Северная Корея могут помешать сотрудничеству в сфере безопасности между странами Юго-Восточной Азии
Эксперты связывают резкое выступление Дональда Рамсфелда с юбилейным саммитом Шанхайской организации сотрудничества, намеченным на 15 июля. В ШОС входят Россия, Китай, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан и Казахстан. Иран является наблюдателем в этой организации, и он уже подал заявку на полное членство; Тегеран также получил приглашение принять участие в саммите ШОС.
Но, по мнению господина Рамсфелда, сотрудничество Тегерана с ШОС нелогично. Выступая в субботу в Сингапуре на конференции по вопросам безопасности, глава Пентагона назвал Иран главным террористическим государством. И заявил, что считает странным участие этой страны в работе организации, борющейся с терроризмом.
«Как можно было принимать его в ряды организации, ставящей своей целью борьбу с терроризмом? Ведь Иран – это самое террористическое государство в мире», – заявил глава Пентагона, выступая сегодня в Сингапуре на форуме по безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Вместе с тем Иран не «принят в ряды» ШОС, а наряду с Индией, Монголией и Пакистаном является наблюдателем, что коренным образом отличает их статус от статуса членов этой организации. В ШОС неоднократно подчеркивали, что двери этой структуры не закрыты для других стран, однако на данный момент речь не идет о расширении ее рядов.
Рамсфелд также заявил о положительной роли азиатских региональных объединений, в которых участвуют США, – Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и АТЭС – форума экономического сотрудничества в азиатско-тихоокеанском регионе.
Исполнительный секретарь ШОС Чжан Дэгуан указывал ранее, что в ШОС «есть как сторонники, так и противники расширения рядов». В этой связи он подчеркнул, что «даже если одно государство-член будет против расширения, то мы не пойдем на этот шаг».
Эксперты говорят, что участие президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в шанхайском саммите ШОС будет особенно неприятным для США, которые считают эту организацию помехой своему усиливающемуся влиянию в Азии.
В конце октября прошлого года во время московского саммита Шанхайской организации сотрудничества Китай заявил, что в ближайшее время ШОС не будет расширяться и не станет военным блоком. Эти заявления были сделаны в ответ на желание Пакистана и Индии, которые также являются наблюдателями в ШОС, стать полноправными членами организации, сообщает BBC.
«ШОС не может игнорировать Иран в решении ряда региональных проблем» – такое мнение высказал директор Центра по изучению России, Центральной Азии и Кавказа доктор политических наук Мехди Санаи.
По мнению эксперта, для Ирана ШОС представляет значительный интерес, и Тегеран стремится стать полноправным участником этой организации по нескольким причинам.
«Шанхайская организация сотрудничества с каждым годом играет все большую роль как в регионе, так и на международной арене, набирает авторитет как мощная региональная структура. Тем более необходимо учитывать, что основные игроки этой организации, такие как Россия и Китай, являются главными экономическими партнерами Ирана», – сказал Мехди Санаи.
В целом, по мнению эксперта, экономическая составляющая ШОС станет приоритетным направлением в деятельности этой организации. «Вступление Исламской Республики в ШОС позитивно скажется на решении вопроса о транспортировке товаров и энергоресурсов из стран Средней Азии через территорию Ирана в район Персидского залива», – считает иранский политолог.
«В то же время ШОС привлекательна для Тегерана и с политической точки зрения. Специфической чертой организации являются общие взгляды ее членов на дипломатическое решение многих международных и региональных проблем, в том числе это касается и ядерной проблемы Ирана», – отметил в интервью РИА «Новости» Санаи.
«Но и сама ШОС не может игнорировать Иран, так как решение вопросов, связанных с борьбой с незаконным оборотом наркотиков и терроризмом в регионе, невозможно без участия и взаимодействия с Тегераном», – подчеркнул эксперт.
Политолог считает, что Иран рассматривает Шанхайскую организацию сотрудничества как противовес политике США в регионе. «США не нравится расширение роли ШОС, так как пути решения многих региональных и международных проблем этой организацией не вписываются в рамки проводимой американской администрацией политики в регионе», – указал директор Центра по изучению России, Центральной Азии и Кавказа.