Неизгладимый след в памяти аналитиков оставили две уличные акции уходящего года. Наиболее грандиозной эксперты признали 46-тысячную демонстрацию, которой активисты движения политических экологов Подмосковья «Местные» 12 июня отметили в столице День России.
Ударный финал
«Фактор предпочтения», который оказывает западная пресса российской «оппозиции», безусловно, существует
«Самая впечатляющая из уличных – это акция «Местных» в День России. По массовости и разумности, которая не всегда присутствует в проектах, придуманных молодыми, она была оптимальна», - поделился своим мнением с газетой ВЗГЛЯД президент Фонда эффективной политики (ФЭП) Глеб Павловский.
Поразил воображение экспертов и прошедший в недавние выходные стотысячный слет «Наших» Дедов Морозов и Снегурочек, которые приехали в Москву из 50 российских городов, чтобы поздравить с наступающим новым годом столичных ветеранов.
«Ударным финалом была акция «Наших» с Дедами Морозами. Это было мощно. Это давало ощущение «правильной» «шизы»: город, захваченный Дедами Морозами и Снегурочками. И акция сама по себе хорошая, позитивная по содержанию. И эстетика подходящая», - оценил в беседе с газетой ВЗГЛЯД старания членов молодежного антифашистского демократического движения «Наши» член Общественной палаты Алексей Чадаев.
Впрочем, главным завоеванием «Наших» аналитики считают не предновогодний карнавал, а летний образовательно-спортивный лагерь, который юные демократы второй год подряд организуют на берегу озера Селигер. По словам Глеба Павловского, это начинание «Наших» стало «реальной системой обучения молодежи». А в 2006 году организаторы лагеря смогли предложить его участникам еще более интересную и насыщенную программу.
«Молодогвардейцев» эксперты также хвалили больше не за уличные выступления, а за концептуальный проект «Политзавод», который предоставил юным активным соотечественникам уникальную возможность прорваться в большую российскую политику.
«Я больше всего ценю в этом году «Политзавод» у «Молодой гвардии». Это очень разумно, правильно и полезно. Соединяет систему обучения с конкурентным драйвом, естественным для молодежной среды. Данный проект материализовал тезис о востребованности молодых кадров. Участвуя в «Политзаводе», молодые политические кадры видят перед собой реальную карьерную премию», - рассказал газете ВЗГЛЯД Глеб Павловский.
«Экстремистский» акцент
Ударным финалом была акция «Наших» с Дедами Морозами. Это было мощно (фото: Эвелина Гигуль/ВЗГЛЯД) |
Политконсультант движения «Местные», специалист по сетевым структурам Александр Казаков подчеркнул, что организаторы «Русского марша» попытались сыграть на национально-патриотической теме, которая сейчас действительно волнует молодежь.
Но «экстремистский» акцент, под знаком которого проходило мероприятие, изначально указал на «тупиковый путь» «Русского марша». Юные россияне этой дорогой идти не хотят. Поэтому «Русский марш» провалился. Однако, как пояснил Александр Казаков газете ВЗГЛЯД, он уверен, что в следующем году здоровый национализм станет главным для всех молодежных движений.
А вот демократическая младооппозиция в прошлом году себя вообще никак не проявила. «Я помню, как Маша Гайдар и Яшин свесились с моста, требуя вернуть им выборы. Наверное, они это сделали с помощью старших. Потому что надо было написать лозунг на красивой бумаге, надо было натянуть веревку и прочее. Но организовать такую акцию - дело двух-трех-пяти человек. Это никакое не молодежное движение», - поведал газете ВЗГЛЯД директор группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин.
«В этом году они полностью сдали улицу. Висение на мосту - это, конечно, прикольно. Все заметили и написали. Но это любой дурак может», - считает Алексей Чадаев. При этом другое нашумевшее мероприятие младооппозиции - «Марш несогласных» - по мнению члена Общественной палаты, вообще нельзя охарактеризовать иначе чем «позорище». «Это все было слабо и маргинально. По целям он был непонятен. Из названия вообще не ясно, о чем он», - говорит Чадаев.
Глеб Павловский уверен, что если в прошлом году у молодежного «Яблока» и подобных организаций «была тема – оранжевая революция, то в последние 12 месяцев им буквально нечем было заняться. «Оранжевая тема» ушла, а своей темы у них не было. Они бежали вприпрыжку за политическими старичками разных оппозиционных сортов. И в итоге они оказались вне политического, даже оппозиционного, мейнстрима», - резюмировал глава ФЭП.
Однако, даже отсутствуя на российской политической сцене, младооппозиционеры с завидной регулярностью получают массу хвалебных отзывов в западной прессе. При этом грандиозные начинания реально действующих молодежных организаций зарубежные СМИ частенько предпочитают попросту не замечать.
Наглядным примером служат две практически совпавшие по времени акции. Очевидно провальное оппозиционное мероприятие под названием «Марш несогласных» европейское телевидение осветило во всех подробностях. А сто тысяч Дедов Морозов и Снегурочек, привлеченных к уличному шествию движением «Наши», прошло мимо западных СМИ.
По мнению гендиректора Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрия Орлова, «фактор предпочтения», который оказывает западная пресса оппозиции, безусловно, существует.
«Наши отношения с Западом переживают не лучшие времена. Поэтому многие иностранные СМИ начинают использовать идеологические клише, находят оппозицию, которая более или менее благоприятно позиционирует себя по отношению к Западу. В этой ситуации об объективности ряда западных газет, естественно, не может идти и речи», - пояснил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД Дмитрий Орлов.